Константин Бронзит
Факт: «Лунтик. Возвращение домой» — лучший российский анимационный фильм 2024 года. Как так вышло? Рассказываем!

Дважды номинант на «Оскар» (шутливая «Уборная история любовная история» и философский «Мы не можем жить без космоса»!), худрук студии «Мельница» и отец-основатель «богатырской Франшизы» (начиная с «Алеши Поповича и Тугарина Змея»!) переосмыслил легенду нулевых мультсериал «Лунтик и его друзья», неотъемлемую часть культурного кода всех, кто родился в XXI веке. В режиссуре Бронзита мультшоу с цензом 0+ об упавшем с Луны на Землю кавайном существе (Лабуба есть у нас дома!) стало одиссеей и агиографией в жанре триллера и в формате роуд-муви с погонями, гэгами и великим комическим дуэтом гусениц-близнецов Вупсеня и Пупсеня. Хичкоковский саспенс и спилберговский каскад финалов (с катарсисом в каждом из них!) прилагаются.
«Лунтик» — одиссея и Достоевский с цензом 0+
А вам писали претензии фаны Лунтика? По сюжету нового фильма Лунтик хочет вернуться на Луну, где вылупился из яйца, чтобы найти маму, хотя вырос на Земле и теперь у него тут друзья. В этом смысле ваш полнометражный «Лунтик» отходит от канонов сериала, которому в 2026-м исполнится 20 лет. Обычно в такие моменты фан-клубы активизируются с несостыковками: «А в сериале не так». Было?
Робкие упреки были. Но иногда во имя чего-то более важного приходится поднаврать. Я вообще стал «врать» с самого начала. Первое, что попросил сделать художников, — поменять образ Лунтика. В сериале он не очень симпатичный — с крючковатым носом, с раздутыми ноздрями, а я хотел, чтобы с большого экрана смотрело бесконечно милое существо. Няшное, как котики из интернета.
Мне кажется или ваш «Лунтик» — это агиография? Пруфы: он явился сверху, возлюбил ближних, как самого себя, долготерпит, милосердствует, не завидует, не мыслит зла, сорадуется истине.
Когда мы втроем с Дмитрием Высоцким (автор «Трех котов», голос коня Юлия в «богатырской франшизе». — Прим. ред.) и Дариной Шмидт (режиссер первых эпизодов сериала, также придумала внешний вид Лунтика в нем. — Прим. ред.) создавали сценарий, у нас не было задачи написать житие святого. Режиссеры так не мыслят — разве что Тарковский или Герман. Мы люди попроще: хотели придумать душевную историю с интересными перипетиями и событиями и, конечно, с определенной степенью драматизма. Но то, что вы говорите, абсолютно ложится в нашу парадигму. А значит, мы, как хорошие художники, смогли простую честную историю вывести на такой уровень, чтобы практически любые трактовки были уместны.
Подождите, но вы как-то говорили, что Лунтик — князь Мышкин. А кто такой Мышкин из «Идиота», если не святой?
Говорил. Так и есть. Просто, когда я делал кино про Лунтика как режиссер, то не сидел и не думал «вот сейчас князя Мышкина рисую». Где-то в гипофизе такое ощущение было: оно важное, правильное и должно существовать — иначе образуются пустота и бессодержательность. Но это работает и в обратную сторону — если художник зациклен, ничего не получится.
Будет слишком искусственно?
Да, искусственно и нарочито. Начнешь сознательно педалировать тему в диалогах, мизансценах — и это начнет откровенно переть с экрана. Все станет фальшивым.
Еще одна зрительская трактовка: «Лунтик. Возвращение домой» — это же одиссея!
Конечно! Это вечная, хрестоматийная история: есть или сошествие в Ад, или поиск дома, одиссея. По сути, в искусстве всего две темы — любовь и смерть. Остальное крутится вокруг них. Узнаваемость и архетипичность на примере чего-то, казалось бы, несерьезного, упрощенного и дали такой мощный залп: никто не ожидал от детского «Лунтика» взрослого кино!
И философского — кризис идентичности, попытка понять, откуда ты и про что… Как говорится, «Я/Мы Лунтик».
В сценарии мы опирались на архетипы. Я всегда говорю начинающим режиссерам: «Архетип, архетип и еще раз архетип» — вот три ключевых слова при создании фильма. А вовсе не хичкоковское: «Сценарий, сценарий и сценарий». Сначала архетип, а уже на его основе сценарий.
Многоножка как из «Чужого» и при чем здесь Курехин
Но Хичкока в фильме хватает! Лунтик думает, что может улететь к маме только на скорлупе, левитирующей в полнолуние. Есть сцена, где скорлупу роняют и она несется к пропасти — то ли сорвется, то ли нет. Что это, если не игра с нервами зрителей и саспенс, как в «Психо»?!
У меня были хорошие учителя (Константин после СПГХПА им. А. Л. Штиглица окончил отделение анимации Высших режиссерских курсов, мастерскую Хитрука, Назарова, Норштейна и работал на студии «Пилот». — Прим. ред.). Я умею чувствовать, как удерживать подвешенное состояние — тот самый саспенс. Зрителю интереснее смотреть, когда что-то ужасное только предстоит, а не уже произошло.
Абсолютно плюсую.