Дом? Памятник!
Каждое пятое здание в Петербурге — объект культурного наследия. Это значит, что потенциальные владельцы домов с историей получают не только окна с эркерами, пятиметровые потолки и фасады с лепниной, но и ограничения по реконструкции. Мы выяснили у петербургских девелоперов, кто и почему готов идти на риск ради сохранения прекрасного.
Эксперты
Оксана Кравцова
Генеральный директор компании «Еврострой»
Марика Коротаева
Соорганизатор проекта «Остров фортов»
Анна Мандельштам
Ведущий архитектор компании Renaissance Development
Закон не писан
Историческую ценность зданий определяет городской закон № 820-7, но статус культурного наследия сегодня имеют все объекты старше 1917 года — их снос невозможен или крайне затруднителен. Такой формальный и одновременно принципиальный подход позволил сохранить особую петербургскую архитектурную среду. Зато постройки советской эпохи оказались обнажены с правовой точки зрения. Недавняя потеря — демонтирован старейший корпус «Ленэкспо». Тот самый — с башенкой.
Сохранить такие знаковые дома позволят изменения в законодательной базе: когда ценность объекта будет определять не только возраст, а целый набор характеристик. Но ждать этих обновлений в ближайшее время не стоит, процесс обсуждения того, какие именно нужны критерии и кто будет определять их вес, может занять годы.
Сейчас в городе официально зарегистрировано около 9 000 объектов с защищенным статусом, в 2023 году Комитет по охране памятников истории и культуры (КГИОП) планирует отреставрировать 80 из них. Очевидно, что при таких объемах сохранить остальные можно только при участии бизнеса.
Анна Мандельштам: «Причин, по которым девелоперы берутся за реконструкцию домов-памятников, много. Во-первых, локация — обычно это расположение в центральной части города, что удобно с точки зрения транспортной доступности. Во-вторых, маркетинг — обновленное здание с историческим фасадом и современной начинкой внутри вызывает большой интерес и поднимает градус престижа любого проекта. Большинство компаний хотят располагать свои офисы, магазины, рестораны и представительства именно в центре, так как это сразу подчеркивает их статус. В-третьих, потенциал — возможность вдохнуть новую жизнь в памятник архитектуры является хорошим кейсом в портфолио любого девелопера».