«Боец музыкального фронта»
9 августа 2022 года, в день 80-летия первого исполнения в Ленинграде Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, в Санкт-Петербургской филармонии в рамках историко-музыкального проекта «Партитура памяти» открылась выставка. На ней впервые представлены письма Жавдета Айдарова, одного из оркестрантов, участвовавшего в той ленинградской премьере. Слово его внуку Надиму Айдарову.
«После невыносимо трудной блокады и после первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича прошло несколько десятилетий. Я всё ещё с большим изумлением думаю: как человек силён! Как он вынослив! Мне самому, участнику исполнения Седьмой симфонии, не верится, что в таких нечеловеческих условиях возможно исполнение музыки, возможна творческая деятельность симфонического оркестра. Я твержу: это невероятно, но очевидно. Это действительно было» — так говорил мой дед, Жавдет Караматулович Айдаров (1918–2000), на одной из встреч со студентами, воскрешая в памяти эпизоды блокадной эпопеи. Ему было трудно возвращаться к этой теме — невыразимо тяжёлыми оказались пройденные испытания, и всё же он считал своим долгом рассказывать о подвиге ленинградцев — деятелей искусства, о легендарном городе-фронте, об исполнении Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича…
На жизненном пути Жавдета Айдарова было множество непредсказуемых поворотов. Поначалу ничто ему не предвещало музыкальной стези. Он родился в семье потомственных служителей культа, его предки — известные в Поволжье и на Урале религиозные деятели. Отец, Караматулла Ахмедович Айдаров, уважаемый в Перми мулла, опасаясь репрессий после революции, был вынужден вместе с семьёй уехать в Среднюю Азию. Бедственное положение «лишенцев» вынудило его отдать сына в интернат. Так Жавдет в десятилетнем возрасте оказался воспитанником одного из детских домов города Ташкента, где волею судеб нашёл своё призвание и профессию. Будучи по своей натуре музыкально одарённым, он был замечен и сразу же определён в организованный при детдоме оркестр духовых инструментов.
Успех не заставил долго ждать. Уже в 12 лет Айдаров оказался причислен к музыкальному взводу Ташкентского артиллерийского полка. Благодаря содействию своего учителя и наставника Анатолия Тольского, Айдаров попадает в оркестр только что открывшегося в Ташкенте театра оперы и балета. Затем продолжает путь оркестранта в театрах Горького и Киева, выступая в концертах под управлением ведущих дирижёров своего времени. Растёт мастерство музыканта, и совсем не случайным оказывается его появление в 1937 году в штате ленинградского Кировского (ныне Мариинского) театра (после успешного прохождения конкурсного отбора).
Великая Отечественная война застаёт Жавдета Айдарова рядовым музыкантом на армейской службе в Образцовом оркестре Ленинградского военного округа. Он, как и все оставшиеся в городе, встаёт на его защиту: строит укрепления, становится членом МПВО (местной противовоздушной обороны), экспедитором. В письме к матери от 16 июля 1941 года он пишет: «После объявления войны работаем как комендантская команда. Насчёт отправки на фронт ничего не слышно пока». Эта тема так и останется открытой — его не отправят на передовую, он станет «бойцом музыкального фронта». В сохранившихся письмах Айдарова к родным почти всегда встречаются фразы: «всё в порядке», «жив и здоров», тогда как в реальности дела обстоят критически. Разумеется, в письмах из блокадного Ленинграда находим только воодушевляющие слова, самые общие сведения о жизни города, ибо вся корреспонденция проходит контроль военной цензуры. О многом музыкант будет молчать и поведает уже после окончания войны.