Александр Макаров
В 2022-м из Петербурга в первое плавание отправилось уникальное научно-исследовательское судно — платформа «Северный полюс», позволившая возродить отечественную программу дрейфующих полярных станций. Она была специально сконструирована и построена для Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Важную роль в ее создании сыграл директор ААНИИ Александр Макаров. Важно: в следующем году институт готовится запустить в работу первые модули нового зимовочного комплекса в самом сердце Антарктиды. Полярники, работающие там, среди прочего, изучают древнее подледное озеро Восток, ставшее главным географическим открытием конца XX века. Кроме того, Макаров стал одним из инициаторов создания первой в мире государственной системы мониторинга многолетней мерзлоты.
ААНИИ — легенда: От экспедиции Папанина до батискафов «Мир»
История Арктического и Антарктического научно-исследовательского института уходит корнями в начало 1920‑х годов. Тогда весь коллектив состоял из 12 человек, из них лишь пятеро были полярниками. Сейчас у нас 1000 специалистов, в том числе около 450 ученых. Мы поддерживаем работу 13 станций в Арктике и Антарктике, в составе нашего флота три научных судна и строится четвертое. За сто лет организовано более 1100 экспедиций. Например, легендарная экспедиция «Северный полюс — 1» под руководством Ивана Папанина. Тогда четверка полярников девять месяцев дрейфовала на льдине и почти доплыла до Гренландии. В войну наш институт был в эвакуации в Красноярске. Ученые должны были обеспечить прогнозами и научным сопровождением знаменитые северные (арктические) конвои (по которым союзники поставляли оружие и продовольствие в СССР. — Прим. ред.). Собственно, именно тогда и была заложена тактика ледовой разведки и метеопрогнозов в арктическом регионе, некоторые элементы которой применяются до сих пор.
Лично меня больше всего поражает, что количество защищенных нашими учеными диссертаций в войну не снизилось. Люди приезжали в блокадный Ленинград, чтобы в библиотеках собрать необходимую информацию. Это вообще характерно для всех, кто работает в ААНИИ, — решать задачи за гранью возможного.
В середине 1960‑х появилась новая задача — освоение Южного Полюса. Тогда мы и стали официально Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом. Одна из наших антарктических станций, «Восток», расположена в самой холодной точке Земли. Здесь температура может достигать почти –90 °C.
При этом экспедиции в Арктике не прекращались. В 2007 году российские батискафы «Мир‑1» и «Мир‑2» с экипажами на борту погрузились в Северный Ледовитый океан и установили на глубине 4 261 метра российский флаг. В этой операции участвовало научное судно института «Академик Федоров».
Об экспедициях и встрече с белым медведем
В октябрята меня принимали в Музее Арктики и Антарктики. Наверное, тогда моя судьба и решилась. Я поступил на геофак СПбГУ, откуда и попал на Север. Моему учителю, Дмитрию Юрьевичу Большиянову, нужен был студент на практику в порт Тикси, на море Лаптевых, а в группе были одни девочки. Меня пригласили в экспедицию, и с тех пор север Якутии стал для меня основным местом научной работы. Там я изучал, как на протяжении последних 10 тысяч лет формировалось устье реки Лены и как менялся уровень моря Лаптевых. Именно по этой теме я написал кандидатскую диссертацию, а потом развил ее в докторскую.
Вообще для меня удивительно, что так все сложилось. В душе я был городским человеком, но когда первый раз попал в экспедицию, сразу понял, что это мое. За 12 лет я объездил всю дельту реки Лены, все ее притоки. Там просто невероятные просторы… Ширина реки — 4 километра, плывешь и в обе стороны берегов не видишь!