Как перестать соглашаться делать то, что не хочется: 5 способов научиться отказывать — советы психолога
Слово «нет» нелегко дается многим, но интровертам и высокочувствительным людям — особенно. Психотерапевт дает рекомендации по выстраиванию здоровых границ и умению отказывать окружающим, защищая свои интересы.
«У меня нет проблем с тем, чтобы сказать „нет“. Вообще-то это мое любимое слово, — признается Пола Пробер. Будучи психотерапевтом, она работает с высокочувствительными людьми. — Я не поеду в поход на три недели в Антарктику с тобой и дюжиной твоих друзей. Я не буду делать за тебя домашнее задание. Я не пойду на тусовку с сотнями престарелых хиппи. Я не буду работать с тобой бесплатно. Я не стану волонтерить 35 часов в неделю в твоей некоммерческой организации. Я не возьму в бизнес-партнеры твою вредную, нарциссическую обанкротившуюся кузину».
Психотерапевт и сама не знает, почему отказы даются ей так легко, при этом понимает, что многие испытывают с этим трудности. «Лично моя цель — научиться чаще говорить „да“. Но как практикующий психотерапевт, работающий с интровертами, я знаю, что для них сказать „нет“ — целая проблема».
Кому трудно
Наука называет это повышенной сенсорной чувствительностью. У таких людей тонко настроенная, особо чувствительная центральная нервная система. Они обладают особой склонностью к эмпатии, развитой интуицией, одаренностью. Такова особенность многих интровертов.
Чувствительные отзывчивые люди с развитой эмпатией обычно прекрасно умеют решать проблемы. Можно сказать, что они знают ответ до того, как задан вопрос, часто обладают нужными навыками и пониманием ситуации. Но даже если вы знаете, как решить проблему, разве вы обязаны ее решать? Чувствительным людям зачастую кажется, что да.
Да, вы наделены особой интуицией и способностью чувствовать других. Но разве это ваш долг — постоянно применять свои способности на благо окружающим? Это может быть очень обременительным, особенно если вы, например, работаете врачом или психотерапевтом. Друзья и родственники ожидают бесплатных консультаций и помощи, клиенты звонят среди ночи. Как не помочь, если человек может оказаться в беде?