Справа на лево: гид по японским комиксам манга
Продажи комиксов и манги продолжают расти год от года: по данным «Эксмо-АСТ», интерес читателей к «книжкам с картинками» за последние годы вырос с 1-2% — до стабильных 10% — и продолжает расти. При этом, пока западные издательства уходят с рынка, коллеги из Азии продлевают лицензии на мангу — японские комиксы. Каких-то пару десятков лет назад манга была увлечением гиков, а сегодня полки комикс-шопов пополняются именно японскими томами, причем даже в США, на родине комикса. Разбираемся, как манга появилась на свет, заработала свою славу и стала массовым жанром.
В начале было слово
Термином «манга» принято обозначать комиксы из Японии, аналогично тому, как, например, франко-бельгийские комиксы для удобства называют BD. Слово «манга» образовано двумя иероглифами — 漫画: первый читается как «ман» и приблизительно переводится как «импровизированный», а второй — «га», означает «изображение».
Использовать термин начали уже в XVIII веке, хотя историки считают, что появилась она значительно раньше. Первые стилистически похожие работы в Японии датируются XII-XIII веками. Ключевыми художниками, чьи работы стали прототипами современной манги, сегодня считаются Масанобу Китао, Кацусика Хокусай и Аикава Минва. Два последних и вовсе выпустили сборники иллюстраций, буквально прозванные мангой.
И все же точкой отсчета принято считать работы Ракутэна Китадзавы — сегодня именно его называют первым карикатуристом Японии, который при этом начал использовать слово «манга» в его современном значении и даже называл себя мангакой. Стоит отметить, что первое время манга была инструментом критики правительства и политики — ни о каком широком распространении комиксов речь не шла, все чаще дело ограничивалось одиночными карикатурами. Зато уже в 1940-х манга стала отличным инструментом пропаганды в руках все того же правительства, которое в этом медиуме и критиковали: например, уместно будет вспомнить комедийную мангу «Норакуро» Суйхо Тагавы о псе, служащем в свирепом собачьем батальоне. Со временем «Норакуро» стал символом японского милитаризма.
Человек, который изменил все
Ситуация стала меняться с началом американской оккупации по окончании Второй мировой войны. Вместе с американцами в Японию попали и комиксы, которые оказали значительное влияние на индустрию. При этом оккупационная цензура запрещала привычные совсем недавно милитаристские и националистские настроения, так что издателям приходилось искать выход из ситуации и выбирать новые темы. На помощь и пришла манга, все чаще выступавшая инструментом эскапизма и, как следствие, обладавшая яркой образностью и выразительностью. В это время появился человек, который навсегда перевернул мир японских комиксов. Имя его — Осаму Тэдзука.
Вряд ли в сфере манги найдется более влиятельный человек, чем Тэдзука. С детства мангака полюбил анимацию Уолта Диснея и Макса Фляйшера, у которых позаимствовал большие глаза. Юноша начал публиковаться в 17 лет — с быстро набравшей популярность серии ёнкома (четырехпанельных юмористических стрипов) «Дневник Маа-тяна» о приключениях неунывающего мальчика в послевоенной Японии.
На Тэдзуку обратили внимание после выхода «Нового острова сокровищ» — вольной интерпретации романа Роберта Льюиса Стивенсона, в которой художник прибегнул ко множеству нетипичных приемов вроде изменения размера кадров, «кинематографичных» крупных планов и подчеркивания движения.
Самое известное детище Тэдзуки — манга «Могучий атом», более известная на Западе как «Астробой». Мальчик-робот, помогающий людям, до сих пор считается крупной фигурой в поп-культуре и регулярно посещает различные форматы — от манги и аниме до полнометражных фильмов.
Что интересно, одной только мангой для мальчиков Тэдзука не ограничился и спустя пару лет после выхода «Могучего атома» начал работу над «Принцессой-рыцарем» — комиксом для девочек, также пользующимся огромной популярностью. Самое время рассказать о жанрах манги — точнее, о демографических особенностях метажанров,
Что с жанрами?
Исторически сложилось, что манга выходит в журналах, нацеленных на определенного читателя. У каждой демографической группы есть свое название, которое нередко путают с жанром. Стоит отметить, что группы не равны жанрам: да, у них есть свои условности и яркие черты, но они вовсе не означают конкретный список тем, которых придерживается манга. С легкостью можно встретить комиксы для мальчиков о готовке еды, истории для девочек о путешествии во времени и пространстве или мангу для взрослых мужчин о тихой жизни в глубинке.
Самой известной и популярной можно считать сёнэн (яп. 少年 — «мальчик, юноша») — мангу для мальчиков-подростков. Здесь обычно много приключений, сражений и противостояний, добро побеждает зло, а дружба ценится превыше всего. Среди популярных сёнэн-манг можно вспомнить, например, «Наруто», «Блич» и «Магическую битву».