Дом Радио
Творческая резиденция оркестра Musicaeterna под управлением Теодора Курентзиса давно перестала быть только репетиционной и звукозаписывающей базой. Дом Радио превратился в культурную институцию, функционирующую по принципу гезамткунстверка — объединения всех искусств. Теперь это междисциплинарный хаб, где кураторами составлена мощнейшая просветительская программа, придуманы лаборатории «Пляс» и «Распев», участие в которых может принять каждый петербуржец (по предварительной регистрации), создано пространство для меломанов «Фонотека» и дом новой труппы современного танца Ma Dance.
Аврора Жуковская, художник
Ваши проекты для Дома Радио?
Инсталляция пространств Дома Радио для вечера Love Will Tear Us Apart. Вечер, посвященный премьере спектакля Youkali, плакат и иллюстрации к нему. Плакаты к перформансу «О» и концерту «Песни о любви и забвении». Логотип для musicAetrna Dance. Персональная выставка — тотальная инсталляция Tramvayi Nostalji. Существует единое поле, объединяющее воплощенные проекты. Каждый раз мы пробуем построить лестницу, уходящую в небо.
Ваша выставка одним предложением?
Все невозможное сделать возможным.
Самый неожиданный отзыв?
Когда я вижу в глазах человека пробуждение.
Дом Радио — это…
Мир грез и непрерывный поиск истины.
Коллаборация вашей мечты?
Мечтаю встречать открытые сердца.
Музыка, которая мотивирует вас обнять весь мир?
Сейчас это Иоганн Себастьян Бах, кантата BWV 82 Ich habe genug.
Произведение, которое воплощает для вас слово «любовь»?
Молитва.
Виталий Полонский, главный хормейстер musicAeterna
Ваши проекты для Дома Радио?
Immortal Bach и все программы с участием хора. Сейчас мы готовим премьеру нового произведения нашего резидента Андреаса Мустукиса.
Что такое трансмедийный концертмистерия Immortal Bach?
Это инициатива Теодора Курентзиса — сделать коллаборацию хора и нового направления MA Dance. Мне показалось, что надо расширить возможности художественного выражения, и мы пригласили Noir Films, команду видеохудожников, которая также работает в Доме Радио. Во время создания перформанса чувствовалось, что у всех нас было общее представление о результате, но каждый вносил что‑то свое. Звуковой художник Виктория Харкевич написала музыкальное интро, чтобы, переступая порог здания из уличного пространства, человек сразу погружался в совершенно другое состояние. Мы назвали его «ты один». Даже рассадка зрителей была задумана на расстоянии, чтобы не было возможности ни с кем пообщаться, дать себе шанс подумать и почувствовать. У нас была цель, чтобы слушатель остался наедине с музыкой и испытал чувства, которые невозможно пережить на обычном концерте или во время просмотра фильма.
Самое важное в концепте Дома Радио?
Любой человек может почерпнуть здесь знания или опыт на уровне эстетики или чувств. Тот опыт, который не каждая культурная институция может предложить. Здесь большой междисциплинарный артистический пул, который не только творит, но и много внимания уделяет просветительской деятельности.
Театральный опыт, который вас изменил.
Встреча с Питером Селларсом на постановке оперы Перселла «Королева индейцев». Этот артист научил нас всех общечеловеческой любви. Он продемонстрировал, как любое тело, любого человека можно вмонтировать в правду действа. Для Селларса каждый артист — это личность и индивидуальный подход. Он излучал свет и добро, не было негативной энергии. И хочется всегда сохранять это направление, ведь только в любви может родиться что‑то важное.
Произведение, которое помогает примириться с собой (и другими)?
Возможно, эта музыка еще не написана. Для меня акт творчества — это постановка вопроса, а не его решение. Искусство скорее тревожит мысли, чем усмиряет.
Александр Челидзе, танцовщик и хореограф, артист труппы MA Dance
Ваш проект для Дома Радио?
Концерт-перформанс Immortal Bach c хором musicAeterna, видео от Noir Films и с моей хореографией. В этой постановке был задуман танцующий хор, я хотел найти способ взаимодействия с хоровой партитурой. Это совершенно другая специфика. Мне было интересно разрабатывать варианты для певцов так, чтобы партитура движения, дыхания, пения и пространства слились в одну вибрацию, в одно действие. Еще я придумал идею света, проникающего в лед: драматургическая задумка, что свет, как музыка Баха, проникает в лед-жизнь.
Самый неожиданный отзыв?
Многие люди говорили мне о духовном опыте. Для меня это высшая похвала.
Дом Радио — это…
Дом Искусства.
Какой должна быть культурная институция нового времени?
Такой, как Дом Радио. Я думаю, со временем это место станет эталоном междисциплинарного взаимодействия, на него будут равняться. Здесь между творческими людьми происходит бесконечное взаимодействие.
Коллаборация вашей мечты?
Мне интересно выстраивать движение там, где оно не ожидается. Из хореографов, пожалуй, было бы интересно поработать с Димитрисом Папаиоанну.
Произведение, которое воплощает для вас слово «любовь»?
Вся музыка Баха. В объемном смысле этого слова. Любовь к чему‑то важному. Будь то бог или что‑то другое. Музыка — это любовь.
Место силы в Петербурге?
Казанский собор.
Анна Гусева, режиссер, художественный руководитель танцевальной труппы MA Dance
Ваши проекты для Дома Радио?
Я режиссер видеоарта Sebastian im Traum, перфоманса Love Will Tear Us Apart, оперы Карла Орфа De temporum fine comoedia, перформанса «Страдание на всех языках звучит одинаково», спектакля-концерта Youkali и спектакля-диптиха на музыку произведений Игоря Стравинского «Персефона» и «Cимфония псалмов».
Как вы готовили первую работу MA Dance Youkali?
Самой интересной оказалась коллаборация с композиторами-резидентами Дома Радио: музыкальное полотно создавалось с нуля, вживую. Да, это сложно, потому что постановщик должен заранее знать музыку, чтобы рассчитать на нее шаги. Но такое взаимодействие — это волшебство. Композитор заранее рассказывает свою идею, где и какие планируются акценты, но потом появляются новые мысли, изменения в музыкальном тексте, и работа меняет направление. Потом музыку проверяют на оркестре. Когда произведение или его части сыграны, все делают пометки, и композитор опять уходит работать. Такой живой творческий процесс редко кто может себе позволить, но у наших композиторов была такая возможность.