Историю БДТ хранят в музее БДТ

СНОБКультура

Живописная сцена

Историю БДТ хранят в музее БДТ. Каждый зритель волен выбирать в антракте: свернуть с парадной лестницы направо (в буфет) или налево (в музей) и оказаться в очереди за бутербродом или остаться в роскошной тишине нескольких комнат с уникальными эскизами / фотографиями / макетами / костюмами старых спектаклей.

Марина Дмитревская

Эскиз декораций к так и не вышедшему спектаклю «Борис Годунов», Кузьма Петров-Водкин, 1923.

Этой коллекции может позавидовать (и завидует) Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина.

«Недавно у нас был директор Бахрушинки Дмитрий Родионов, он как зашел, так и остолбенел», – явно гордится заведующий музеем БДТ, театровед Вениамин Наумович Каплан. Когда «Сноб» предложил побродить по музею с главным художником БДТ, абсолютным классиком отечественной сценографии Эдуардом Степановичем Кочергиным и послушать его рассказы о художниках, трудившихся здесь, нас сразу стало трое. Ну а Кочергин… Если кто не знает, нынешний академик – из бывших беспризорников. Его первым художественным промыслом были наколки великого вождя на плечах и грудях воров в законе. Сам он после сорока лет на посту главного художника БДТ вдруг стал выдающимся писателем. Его книга «Ангелова кукла» – из лучшей современной прозы. «Реквием по “опущенным” людям 1940–1960-х годов», – как выразился сам автор. Ну а теперь они с Капланом ходят по музею БДТ, разглядывают экспонаты и вспоминают, вспоминают…

ЭДУАРД КОЧЕРГИН: Пожалуй, БДТ – единственный театр в Питере (думаю, что и в Москве), где работали такие грандиозные, потрясающие художники… Нигде не было такого количества великих сценографов, только у нас. Почему так сложилось? Не знаю. Случайно? Наверное, нет. Вероятно, это связано с режиссурой, которая уважала этот труд. Началось все с художников «Мира искусства», и первым был Владимир Щуко, который оформил «Дона Карлоса». Он был архитектором (памятник Ленину у Смольного помнят все, а Библиотеку имени Ленина, доходные дома на Каменноостровском проспекте и прочее – не все), но много работал и в театрах, а в БДТ первых лет был главным художником. В тот период декорация была в основном живописная, но он как архитектор стал больше строить, чем живописать. Видите на эскизах отфактуренные партикабли? Щуко стал работать пространственно, компоновать воздух.

Эдуард Кочергин, главный художник БДТ.

ВЕНИАМИН КАПЛАН: И через неделю после премьеры собралась режиссерская коллегия БДТ с просьбой к Губполитпросвету купить двадцать пять эскизов к спектаклю «Дон Карлос» для музея БДТ, так что этот музей возник через неделю после премьеры «Дона Карлоса», 15 февраля 1919 года. Они смотрели далеко вперед, делали театр на века и потому приглашали художников один лучше другого. За первые десять лет поставили пятьдесят пять спектаклей!

КОЧЕРГИН: Какой тут пласт мирискусников! Добужинский, Кустодиев, Петров-Водкин, Бенуа, который оформил шесть спектаклей. Кустодиев делал «Блоху» уже будучи парализованным, передвигался на коляске – видите фото: он сидит на фоне декорации, ноги прикрыты пледом. При нем был и его сын Кирилл, которого я знал уже в его старости.

КАПЛАН: Смотри, Щуко на фотографиях всегда в «головке театра»: он обладал авторитетом и тащил их сюда одного за другим. Это закончилось в 1926 году, когда началась идеологизация театра, пошли советские пьесы – Погодин-Лавренев, и Бенуа-Анненков поняли, что больше в этой стране ловить нечего, и уехали.

Эскиз декораций к спектаклю «Джойстрит», Моисей Левин, 1932.

КОЧЕРГИН: А какой у нас тут Петров-Водкин! Он в театре вообще работал мало, сделал пару спектаклей в Александринке. Но посмотрите на его эскизы: совершенно современный спектакль! Он был грандиозный художник, блистательный рисовальщик.

КАПЛАН: Алый цвет крови и голубой – свободы. А какие эскизы костюмов! Артисту вообще уже играть нечего, все нарисовано: грим, костюм, реквизит.

КОЧЕРГИН: А вот Кустодиев в театре работал много, в том числе оперном, в 1920-е годы зарабатывал в основном этим. В общем, первое семилетие БДТ прошло под знаком «Мира искусства». А дальше – недолгий период конструктивизма. И декорации Анненкова – один из первых опытов театрального конструктивизма. В его декорациях хоть сейчас играть спектакли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«В чем сила, брат?»: за что мы всегда будем любить Данилу Багрова «В чем сила, брат?»: за что мы всегда будем любить Данилу Багрова

Почему фильмы «Брат» и «Брат-2» не теряют своей актуальности и сегодня?

Psychologies
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Открыть в приложении