Пино-нуар со дна Черного моря
Как это ни парадоксально, у крымского винодела Андрюса Юциса нет своей винодельни. Однако бутылки с его именем стоят в лучших ресторанах Москвы и ежегодно попадают в гид сомелье Артура Саркисяна, где собраны лучшие вина России. «Сноб» рассказывает, как молодому виноделу удается получать высокие оценки, создавать легкое вино в жарком климате и почему он ныряет ради этого на глубину десять метров.
Знакомство через соцсети
В 2020 году в мессенджер одного из самых известных ресторанов России Twins Garden пришло сообщение от 27-летнего Андрюса Юциса, который называл себя виноделом. Молодой человек предлагал попробовать вино своего производства, а если оно понравится, включить его в меню. Это был довольно самонадеянный шаг: большинство российских виноделов не писали в мессенджеры SMM-специалистам, а приходили на презентации, организованные дистрибьюторами. Однако на сообщение Юциса в ресторане все же ответили и пригласили его на встречу. Спустя два года в меню Twins Garden появилось вино от Андрюса Юциса — эксклюзивный тираж 380 бутылок купажа «муската» и «пино-гриджио».
«Мы пробовали это вино дважды, и оно поражало всех своей притягательной фруктовой ароматикой и тонкостью тела», — писал о купаже Twins Garden.
Винодел Андрюс Юцис не только стучался в мессенджеры ресторанов, но и без предупреждения приходил к рестораторам с просьбой продегустировать его вино. В нескольких заведениях ему отказали, однако после десятка таких походов вина Юциса попали в Selfie, Crab & Wine и другие известные рестораны Москвы.
Российское вино, на которое не хватило денег
Андрюс Юцис родился в подмосковной Электростали — промышленном городе, связанном со столицей железной дорогой Москва — Петушки. «Люди там улыбались очень мало, — вспоминает он, — потому что с утра они шли на завод, а вечером злые или пьяные возвращались домой. Винных баров в городе до сих пор нет. Только пивные и рюмочные».
В школе Андрюс долго не мог определиться, что ему интересно. Он занимался прыжками в воду, тайским боксом, большим теннисом и шахматами. Выбрать профессию будущему виноделу помогло телевидение. «Подростком я увидел по Discovery, как сомелье в белых перчатках открывает бутылку стоимостью 30 тысяч евро, — рассказывает он. — При этом в магазинах Электростали стояло “Арбатское” рублей за 150. Наблюдая этот контраст, я захотел стать сомелье».
В российских вузах на сомелье не учили, поэтому Юцис выбрал наиболее близкую к этой профессии специальность — «виноградарство и виноделие». В 2014 году он окончил бакалавриат в Тимирязевской академии, тогда же понял, что ему интереснее быть виноделом, а не сомелье, и уехал на стажировку в крупнейшее винодельческое хозяйство в Чехии, после чего, вернувшись, доучился в магистратуре, параллельно работая кавистом в винном бутике.
«Однажды в одном из московских ресторанов я обратил внимание на вино от российского производителя Павла Швеца, которое тогда стоило 12 тысяч рублей, — вспоминает Юцис. — Я его не купил, так как жил на стипендию и зарплату кависта, но меня приятно поразило, что люди покупают такие вина — значит, на них есть спрос. Чтобы сделать свое вино, надо было попробовать лучшие образцы других виноделов из разных регионов мира. Поэтому я и пошел работать кавистом. Бутылки за 30 тысяч евро мне в нем открывать не приходилось, но я пробовал одни из лучших вин, сделанных в Тоскане, Калифорнии, Новой Зеландии и Бургундии».