Ремесленное производство и малый бизнес – всегда риск

СНОББизнес

Пилить в прямом смысле

В России, где ремесленное производство и малый бизнес – всегда риск, куда прибыльнее и безопаснее пилить бюджеты, чем взять в руки настоящую пилу и открыть свое предприятие. Да еще создавать немассовый продукт. Но наши герои – архитектор, полиграфический дизайнер и инженер – все-таки рискнули.

Текст ~ Анастасия Рыжкова

16-метровый дом на воде расположен рядом с МКАД. Один из первых объектов нового проекта Ивана Овчинникова «ДубльДомКлуб».

Иван Овчинников – архитектор, основатель бюро BIO-architects, руководитель архитектурного фестиваля «Города», идеолог проекта «АрхФерма». В 2014 году запустил производство модульных домов «ДубльДом», которые собираются на заводе и устанавливаются за несколько дней. За эти три года появилось несколько модификаций модульных домов, они выросли с 26 квадратных метров до 130. Производство находится в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Смоленске, Воронеже, Екатеринбурге и Чехии.

Ты начинал в турбулентном 2014 году, как это было?

Перед тем как валютный курс улетел, было сделано всего три или четыре дома, о нас написал The Village, и после этого я решил сделать скидочную акцию. 14 или 15 декабря я подписал пять контрактов, а к ночи рухнула вся экономика. Я сидел с кучей авансовых денег и думал, то ли их возвращать, то ли рискнуть и делать дома. В итоге рискнул, и все получилось.

Но с чего ты решил заниматься именно производством? Ты ведь окончил МАРХИ, мог бы просто оставаться архитектором, а производство отдать на аутсорс.

Я вырос у папы на мебельной фабрике и всегда думал о том, как перенести процесс строительства на производство. Здесь тепло, сухо, вечером горит свет, и можно организовать все не как стройку в полях, безумную и неконтролируемую. Я руководил в «Музеоне» фестивалем микродомов, и там мне пришла идея сделать не просто небольшой арт-объект для созерцания и чаепития, а именно дом с электрикой, сантехникой, душем, туалетом. Так я придумал первый ДД 26, в котором до сих пор сам живу. Я его делал на «АрхФерме» в Тульской области, а потом «АрхФерму» пришлось закрыть, и «ДубльДом» оказался единственным имуществом, которое удалось оттуда увезти, потому что он был модульный.

А что случилось с «АрхФермой»? Почему проект закрылся?

Это несколько десятков гектаров в Тульской области, я там тоже организовал производство, начал зарабатывать и вкладывать обратно в развитие территории. Но мне ничего не принадлежало. Никто не смог дать гарантий, что все не закроется и меня не пнут ногой. Так что я решил съехать сам.

Модульный дом, тем более с такими большими окнами, вызывает массу вопросов и комментарии часто самые негативные. Упрекают и за высокую стоимость, и за внешний вид. За три года существования твоего проекта что-то изменилось в том, как люди понимают мобильные дома?

Для глобальной смены общественного мнения должно вырасти поколение. Дети, которые сейчас, к примеру, играют в компьютерные игры и краем глаза посматривают странные ролики, как собирают каркасный дом, вырастут, и для них это будет понятный продукт. Взрослых менять сложнее. Уже четыре года всем показываем-рассказываем, раз в месяц пишем историю о том, что в доме тепло и почему тепло. «ДубльДом» для меня – это вообще инструмент влияния на мир вокруг с помощью понятного и доступного продукта. Даже в самом широком смысле – на жизнь людей, их восприятие, философию, политические убеждения и так далее. Был отличный пример – мы поставили три дома в Дагестане, на Каспии. И заказчик нам рассказывал, что сначала обошел двадцать компаний и спрашивал: можете сделать дома? Можем. А деревянные? Можем. А на Каспии? Ой, нет, далеко. Пришел к нам. Можете сделать дома? Можем! Деревянные? Можем. На Каспии? Можем. Через три месяца? Можем. И все. (Смеется.) Цена очень понятная, ни шага влево, ни шага вправо, как телефон покупать. Так вот, поставили три дома на Каспии, и сейчас в поселке многие начинают выламывать стены в своих домах и вставлять туда большое остекление.

Вот у вас есть красивый продукт, примеры которого опубликованы на авторитетных западных сайтах. Но что делать, если он стоит не в чистом поле, а упирается стеклянным фасадом в коробку из пенобетона?

Хорошо, что «ДубльДом» ассоциируется с красивыми местами. Иногда кто-нибудь пишет: «Я на Сахалине, и как было бы здорово поставить здесь “ДубльДом”». Но красивых мест на земле все-таки ограниченное количество, и не надо их все застраивать “ДубльДомами” (смеется). Это предрассудки, что нужен обязательно живописный лес, вид на реку, холм. Дом отлично встает на шести сотках. Да, мы показываем красивые картинки, и все начинают думать, что “ДубльДом” возможен только на Финском заливе с участком за пятьдесят миллионов рублей. На самом деле его можно поставить где угодно. В любом случае получается внутреннее пространство, правильное по дизайну и атмосфере, а окружающий участок ты уже благоустраиваешь сам: сажаешь яблони, цветы, газон. Делаешь окружающий мир лучше самостоятельно. Хочешь изменить мир, начни с себя. И если ты живешь среди уродских домов, это не значит, что твой тоже должен быть уродским и закрыт от всего вокруг.

Хотя такой соблазн есть.

Есть. И есть соблазн поставить десятиметровый забор вокруг, потому что не все соседи приятные, и есть соблазн поставить пулеметчиков. Но ты тогда не среду вокруг сделаешь лучше, а будешь просто плыть по течению. А если ты в уродливой среде поставишь что-то простое и современное по дизайну, что-то приятное и открытое, ты поменяешь себя и поменяешь среду. Собственно, пример Дагестана. Я не думаю, что там поработали архитекторы, – люди сами начали делать большие окна. Но это с чего-то должно начаться.

Как ты раскручивал проект?

Три года мы принципиально вообще не вкладывались ни в какую рекламу. Если участвовали в выставках, даже в Астане, то только бесплатно. Если нас печатали в каких-то журналах – тоже бесплатно. С января этого года мы начали чуть-чуть тратить на рекламу в соцсетях. Тратим десятые доли процента от всего оборота. Но мы вкладываемся, во-первых, в новые проекты – к примеру, в прошлом году сами организовали конкурс на лучшее место в мире для «ДубльДома»: в итоге больше всего понравилось место в Кандалакше, и мы сейчас производим дом для них. Там будут останавливаться туристы. Во-вторых, «ДД-клуб» – это клуб людей, у которых есть наш дом и они готовы принимать в нем гостей. Из последних – Асташевский терем в Костромской области, Дагестан.

А у тебя не было ощущения, что архитектурная тусовка как-то замалчивает твой проект?

Не замечал, но, может, так и есть. Потому что это не очень понятный продукт, и я не знаю ни одного архитектора, который в свое время не мечтал бы сделать дом-конструктор, как у IKEA, условно. И в России я не знаю ни одного архитектора, у которого бы это получилось. Для меня архитектура первична, а этот проект – возможность нести архитектуру в массы. Люди ведь думают примерно так: есть архитектура – хорошо, нет – ну и так бы сошло.

Расскажи, что самое сложное в организации производства. Найти помещение? Бригаду?

Помещение для производства найти вообще не проблема: заходишь на «Авито» и снимаешь цех от трехсот до пяти тысяч квадратных метров. А вот подобрать персонал – проблема гигантская. Научить его – тоже. Сейчас мы продолжаем искать и в то же время совершенствуем технологию, чтобы в результате дом мог собирать почти любой желающий как на производстве, так и на монтаже. Для этого надо создать супертехнологию, суперподробную инструкцию, супертехкарты. Уже сейчас хорошо работает контроль качества, для этого у нас есть специальный отдел. С деревом отдельная беда, в России купить качественный пиломатериал очень сложно. Он до сих пор находится по разным местам, иногда за неделю может приехать от пяти поставщиков. То есть мы находим постоянного поставщика, три месяца с ним работаем, а потом начинается опять какой-то бракодел. Но просто ругать русское производство глупо. Мы же смотрим, что в мире происходит, начиная от Австралии и Новой Зеландии и заканчивая Штатами. Проблемы есть везде, где-то они решаются на законодательном уровне, где электрик не может сделать свою работу плохо, потому что у него есть лицензия и он несет материальную ответственность. Но раз у него такая ответственность, он может просто не при ехать на объект, когда с ним договариваются за две недели вперед. Есть проблема с дорогой рабочей силой в тех же Штатах и Европе. И если для нас что-то непринципиально, скажем, стоимость рабочего часа, то для Штатов плюс-минус час – это другая экономика продукта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кто я? Кто я?

Кто ты такой? Вопрос, который мы задаем себе в течение жизни

Psychologies
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Руни Мара. Девушка с секретом Руни Мара. Девушка с секретом

Руни Маре свойственны неспособность лгать, жесткость и одновременно ранимость

Караван историй
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Жизнь после родов: проблемы и решения Жизнь после родов: проблемы и решения

К сожалению, наши представления о жизни после родов не всегда верны

9 месяцев
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Если болит животик Если болит животик

Какие могут быть причины болей в животе у ребенка?

Лиза
Полный метр Полный метр

Уютно обустраиваем зоны для работы, отдыха и бьюти-экспериментов

VOICE
На пробу На пробу

Как диагностировать туберкулез?

Лиза
Познать Любовь Познать Любовь

Актриса Любовь Аксенова — о манипуляциях и влюбленности в персонажей

VOICE
Побойтесь, ради бога Побойтесь, ради бога

«Еретик»: неудавшийся богословский хоррор с Хью Грантом

Weekend
Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии

«Ничего не говори»: трагедия Джин МакКонвилл и теракт в Северной Ирландии

Forbes
3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа» 3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа»

Как понять, что вы больше не любовники, а просто сожители?

Psychologies
Звезда Амуры Звезда Амуры

Чувства, эмоции, предчувствия и чутье в жизни Аскара Ильясова

Men Today
Древнейшую синагогу назвали частью еврейского квартала Фанагории Древнейшую синагогу назвали частью еврейского квартала Фанагории

Российские археологи продолжили раскопки района Фанагории

N+1
«Современное искусство заражало людей чувством свободы» «Современное искусство заражало людей чувством свободы»

Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи

Weekend
Не только бизнес Не только бизнес

Любовь, дружба и другие нетрудовые отношения в офисе

Men Today
Пятеро на одного Формана и Али против рестлера: самые странные бои в истории бокса Пятеро на одного Формана и Али против рестлера: самые странные бои в истории бокса

Шесть необычных боксерских поединков прошлого

Forbes
Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять

Стоит ли закрывать глаза на агрессию, если человек приносит компании прибыль?

Forbes
В погоне за трендами В погоне за трендами

Как следить за всеми модными веяниями и удачно внедрять их в свой гардероб

Лиза
Семь причин сонливости Семь причин сонливости

Спите 7–8 часов, а днём всё равно клюёте носом?

Здоровье
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
Открыть в приложении