Дорожные работы
Стране всегда крайне не хватало нормальных автодорог. Качественных, широких и быстрых, проложенных между пунктами А, Б, В и далее — по регионам. Благо сеть магистралей растет и меняется все интенсивнее. Автомобильный журналист Александр Катаев задается вопросом: какой она будет в обозримой перспективе?
Вначале 1980-х ребенком я путешествовал с родителями на машине. Каждый год и далеко. Копил разный дорожный опыт. Помню, насколько впечатляла Минская трасса — из неведомых чужих краев ехали иностранные автобусы, грузовики и легковые. Вечерами они собирались у мотеля возле Смоленска яркой выставкой западных достижений. Прочие шоссе по загадочным причинам сильно уступали образцовому международному: блеклые, неухоженные, неровные. Километраж советских автодорог казался мне бесконечным. Листая туристический атлас с этими забытыми сейчас названиями — Горький, Куйбышев, Орджоникидзе, я видел хитроумные сплетения линий. И был совершенно уверен: по всей стране с развитым народным хозяйством уже не осталось труднодоступных для семейной машины обжитых мест. А если они существуют, значит, туда никому и не нужно.
Теперь знаю, что к 1980 году только 64 % наших дорог имели хотя бы твердое покрытие. Обычно в плохом или донельзя плохом состоянии. Рабочие латали совсем уж разбитые участки, но и те — чересчур долго. Планировка и протяженность трасс не отвечали актуальным нуждам регионов. Многие тысячи населенных пунктов, как и до революции, обходились ямистыми колейными выездами. Скоростные магистрали считались зарубежной фантастикой.
Помню и никудышную пропускную способность дорог. Строители перестали успевать за ростом автопарка в конце 70-х, когда набрал производственную силу завод ВАЗ. А после лавинной прибавки машин в 90-х опаздывали уже катастрофически. Прошли нулевые, а на пути к Санкт-Петербургу я по-прежнему регулярно стоял в глухой пробке через весь Вышний Волочёк.