Как ищут утраченные произведения искусства из коллекции Павловского дворца

СНОБКультура

Домой, в Павловск

Фото: Сергей Мисенко

Алексей Гузанов, главный хранитель Павловского дворца

В 1920–1930-е часть коллекции Павловского дворца была распродана согласно политике Коммунистической партии, а в годы Великой Отечественной войны заметная часть ценностей была похищена. Последние 80 лет сотрудники музея-заповедника «Павловск» занимаются поиском утраченных произведений искусства и бытовых вещей, входивших в состав дворцового имущества.

Дом для императрицы

Строительство Павловского дворца началось в 1782 году — по заказу великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. В 1796-м, когда Павел I вступил на престол, здание стало императорской резиденцией. Обставлен дворец был по вкусу Марии Федоровны. Современники восторгались разнообразными талантами жены императора: она рисовала, вышивала, точила на токарном станке, увлекалась резьбой на драгоценных и полудрагоценных камнях и даже была почетным академиком Берлинской академии изящных искусств. Некоторые ее работы, а также конспекты и дневники можно увидеть в Павловске и сегодня.

Впрочем, сама Мария Федоровна оценивала свои способности скромно и предпочитала украшать стены дворца работами известных мастеров. Таких произведений искусства у четы было много: до того как Павел Петрович стал императором, супруги четырнадцать месяцев путешествовали по Европе.

К этой поездке было приковано внимание всех европейских газет, говорит главный хранитель Павловского дворца Алексей Гузанов: «После Петра I более 60 лет никто из членов императорской семьи в Европу не ездил. Павел Петрович и Мария Федоровна были первыми. Европейские монархи старались заручиться поддержкой наследника престола». В Австрии, Италии, Голландии и Франции великие князья не только получали «дипломатические» подарки, но и сами увлеченно искали шедевры и «интересные вещицы». Так, например, для оформления камина в будуаре Марии Федоровны использовались две порфировые античные колонны, привезенные супругами из Италии, а на стенах одного из кабинетов до сих пор можно увидеть цветные гравюры из Ватикана, которые паре подарил папа римский Пий VI.

После убийства императора Павла I следующие 27 лет Павловск был официальной летней резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В завещании она написала, что после ее смерти дворец и прилегающий к нему парк должны перейти к «старшему сыну, минуя наследника» и далее передаваться по мужской линии. Последним владельцем Павловска был князь императорской крови Иоанн Константинович, правнук Николая I. Он, как и другие члены семьи Романовых, был убит в июле 1918-го в Алапаевске.

Игорь Ибрагимов, хранитель фонда «Фотографии». Фотография «Семья великого князя Константина Константиновича в библиотеке Марии Федоровны в Павловском дворце». Фотограф Люциан Городецкий, 1909 год

Эпоха «распродаж»

В том же 1918 году Павловский дворец национализировали, он стал историко-бытовым музеем. Несмотря на идеологизированность работы, все экспонаты тогда оставались на своих местах. Ситуация изменилась в 20-е годы: многие предметы были изъяты Комиссией госфондов, которая занималась учетом и реализацией на внутреннем рынке имущества, «не имеющего музейного значения». «Распродажи» объяснялись «стесненностью финансового положения государства». Уже в 30-е годы стало ясно, что среди проданных на аукционах произведений искусства было много исключительных по художественной ценности работ. Впрочем, это не помешало второму этапу «распродаж», который предполагал реализацию экспонатов на внешнем рынке — их экспортом занималось Всесоюзное объединение «Антиквариат» Наркомата внешней и внутренней торговли СССР.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вес на месте Вес на месте

Стратегии двигательной активности во имя сохранения лучшей формы

Afternoon Seasons of life
«Ким Ир Сен: Вождь по воле случая» «Ким Ир Сен: Вождь по воле случая»

Как будущий правитель КНДР стал партизаном

N+1
Приговор самим себе. Почему государство боится 21-летнего Егора Жукова Приговор самим себе. Почему государство боится 21-летнего Егора Жукова

4 декабря Егор Жуков произнес свое последнее слово в судебном процессе

Forbes
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Арбатский романс Арбатский романс

Тишина — имя этому дому

Seasons of life
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
В чем разница между пробиотиками и пребиотиками? В чем разница между пробиотиками и пребиотиками?

Пробиотики и пребиотики: заговор маркетологов, опечатка или разные вещества?

ТехИнсайдер
Без церемоний Без церемоний

Актриса Саша Бортич – о безумстве ради искусства и всепоглощающей силе любви

VOICE
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников

О главных ошибках, которые допускает бизнес в работе с кадрами

Inc.
Способ приготовления кофе влияет на продолжительность вашей жизни Способ приготовления кофе влияет на продолжительность вашей жизни

Какой способ приготовления кофе сохраняет защитные эффекты напитка?

ТехИнсайдер
Анастасия Кудрявцева: «Если постоянно самого себя не челленджить, то кто-то тебя обгонит» Анастасия Кудрявцева: «Если постоянно самого себя не челленджить, то кто-то тебя обгонит»

Обсудили с CEO «Купера» тонкости ребрендинга, желание стать ближе к пользователю

VOICE
Император из Москвы Император из Москвы

Никита Ефремов — о подготовке к роли Николая II и неотвратимости смерти

СНОБ
Смелая палитра Смелая палитра

Эта небольшая квартира не производит впечатления маленького пространства

Идеи Вашего Дома
Сила трав Сила трав

Встречаем день Ивана Купалы: обычаи, гадания и сбор диких растений

Лиза
Зеленые маршруты Татарстана Зеленые маршруты Татарстана

Где исследовать места, любоваться природой и заряжаться энергией в Татарстане

Лиза
Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны

Можно ли уже печатать дензнаки только с помощью своих технологий?

Ведомости
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Место в топе Место в топе

Самый обсуждаемый дебют BMW на Concorso d’Eleganza — концепт-кар Speedtop

Автопилот
Как работает интеркулер: 4 вещи, которые надо знать каждому водителю Как работает интеркулер: 4 вещи, которые надо знать каждому водителю

Интеркулер: что это такое и зачем он нужен в автомобиле?

ТехИнсайдер
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Нежаркие тропики Нежаркие тропики

Визуальным кодом квартиры стали зелёные оттенки и тропические принты

Идеи Вашего Дома
Детка, ты просто космос Детка, ты просто космос

Актриса Карина Александрова – о поклонниках и романтике

VOICE
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
С усилием, но без насилия (над собой) С усилием, но без насилия (над собой)

10 «наивных вопросов» про потенциал человека

Psychologies
Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной

«Бэтмен. Начало»: масштаб фильма и его влияние на массовую культуру

Правила жизни
Всё не так однозначно… Всё не так однозначно…

И 60 лет спустя конспирология в убийстве Кеннеди никуда не делась

Дилетант
Открыть в приложении