Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент»
«На премьеры иду как на экзамен. Всегда страшно, всегда неуверенность — выхожу из зала незаметно, потому что переживаю, что не все сделала хорошо. Я очень самокритична».

Недавно на платформе Okko вышел сериал «Улица Шекспира», который уже успел привлечь внимание зрителей. Как началась ваша история с этим проектом? Вам сразу предложили роль или вы проходили кастинг?
— Пробы были. Мне прислали несколько сцен, и одна из них — разговор у психотерапевта — была ключевой. Очень глубокий, эмоционально сложный эпизод, через который я почувствовала героиню: ее внутренние страхи, уязвимость, ее борьбу. Именно тогда у меня появилось понимание, в каком направлении нужно двигаться.
Когда меня утвердили, началась доработка сценария, и моя роль, к сожалению, заметно сократилась. В первом варианте история героини была более насыщенной. Позже, когда мы встретились с режиссером, он сказал, что сцены пришлось убрать, чтобы сюжет стал более динамичным, но он постарается вернуть хотя бы одну — важную для понимания внутреннего мира Маши. И действительно, она была переписана иначе, уже с новым взглядом и большим пониманием ее характера.
— Насколько болезненно, когда сцены, над которыми ты работал, в итоге исчезают из сценария или вырезаются при монтаже?
— Это всегда непросто. Особенно если сцена уже снята, если ты вложился, прожил ее, а потом выясняется, что ее не будет в финальной версии. В такие моменты очень легко начать винить себя — кажется, что не справился, неубедительно сработал. Возникает неприятное ощущение: может быть, я подвела команду?

— То есть первая реакция — внутренняя самокритика, а не техническое объяснение?
— Именно. Самые первые мысли всегда жесткие и направлены на себя. Только потом, когда удается поговорить с режиссером или монтажером и услышать причины, становится легче. Но сначала ты интуитивно берешь вину на себя.
Если же сцены убираются еще на стадии подготовки, это, конечно, тоже непросто. Ты уже начал строить внутреннюю жизнь персонажа, а потом приходится вносить коррективы. Но такие изменения — часть рабочего процесса. История развивается, команда нащупывает другие акценты, и твоя задача — остаться в этой общей ткани, быть гибким и верным замыслу.
— Особенно тяжело, наверное, когда отказывают после проб. Вы пришли, понравился сценарий, все воодушевляет — и вдруг тишина. Не перезвонили, не утвердили. Как вы это переживаете?
— На самом деле это чаще всего происходит незаметно. Из двадцати проектов может утвердиться один. А иногда — и один из тридцати. Это статистика. Я давно к такому привыкла. Много хожу на пробы и не так уж часто получаю роль, поэтому не завишу от каждого случая. Хотя чаще всего даже не говорят, что ты не подошел, — просто не перезванивают.

— Но ведь бывают случаи, когда особенно хочется попасть в проект? Когда история захватывает, режиссер вдохновляет и вы внутренне уже почти там... В такие моменты, наверное, особенно трудно не дождаться ответа?
— Конечно. В этом году был как раз подобный случай. О проекте я узнала случайно, но он сразу зацепил. Сценарий сильный, тема мне близка. Речь шла о спорте, и, чтобы подготовиться к пробам, я пошла на серьезный шаг: наняла тренеров, много занималась, записывала видео, отправляла материалы. Потратила и время, и деньги. Хотелось показать, что я действительно могу.
Проба прошла — и все, тишина. Ни режиссер, с которым у нас хорошие отношения, ни кастинг-директор ничего не сказали. Я даже попросила агента выяснить, принято ли решение. Мне важно понимать, ждать или отпустить. Тогда кастинг-директор ответила, что утверждений пока нет, решение еще впереди. А потом я вдруг узнаю, что весь актерский состав уже утвержден, все вовсю тренируются. И мне никто об этом не сообщил. Конечно, это больно. Ты вложился — и остался с ощущением пустоты.
— Обидно, безусловно. А как вы вообще выбираете, на какие проекты идти? Руководствуетесь интересом, жанром, именами или пробуете себя в разных направлениях, а дальше — как сложится?
— У меня есть ориентиры. Я не соглашаюсь на все подряд. Есть проекты, которые отсекаю сразу — например стандартные мелодрамы или истории, созданные просто для фона, «под ужин». Меня это мало привлекает. Хотя иногда даже в таких проектах может появиться что-то интересное — и тогда я пересматриваю свое решение.
Сейчас у меня именно такой проект — вроде бы из категории, которую я обычно не рассматриваю, но в нем оказалось несколько деталей, которые зацепили. Сценария пока нет, только описание персонажа и сцены для проб. Но что-то в этом предложении мне показалось живым.

— То есть у вас есть некий внутренний фильтр?
— Да. Когда мы с агентом только начинали работать, я сразу обозначила: мне не интересны, к примеру, сериалы для канала «Dомашний». Просто по ощущениям — не мой стиль, не мой взгляд. Возможно, со временем что-то изменится, но сейчас я это точно понимаю. Есть темы, на которые тоже не готова выходить — и тогда сразу отказ. Но агент все равно присылает все запросы, адресованные лично мне, чтобы я понимала, кто и с чем ко мне приходит.
Иногда, даже если проект кажется неподходящим, вдруг обнаруживаются интересный текст или необычная роль — тогда я соглашаюсь. В любом случае сначала идет первичный отбор, потом — чтение сценария или синопсиса. Сейчас текстов приходит много, и, честно говоря, кажется, что я прочитала больше, чем успею сыграть за всю жизнь. Уже начинаю узнавать сценаристов, особенно тех, кто работает на одних и тех же продакшенах, каналах, платформах.
— Мария, вы замечали, что вам все чаще предлагают роли одного типажа, ориентируясь на вашу внешность — миловидность, привлекательность? Или, напротив, попадаются разные героини?
— Со мной такого, к счастью, не случается. У меня абсолютно разные роли. Если посмотреть мою фильмографию, там очень разные женщины, девушки, характеры. Ни о какой типажности речи не идет.
— А в каком жанре вам комфортнее — в драме, комедии? Если вам одновременно пришлют два сценария, что выберете?
— Я выберу тот, который покажется интересным и сложным. Для меня жанр — не главное. Комедия, драма, триллер — любой из них может быть глубоким, а может оказаться и поверхностным. Все зависит от материала. Я всегда ищу глубину. Мне важно, чтобы был объем: интересные персонажи, отношения, тема, которая меня задевает или которую потенциально могу раскрыть. Иногда вижу сценарий и понимаю: многое будет зависеть от режиссера. Если попадется человек, который захочет копнуть глубже, найти что-то сверх текста, получится хорошая работа. А если все будет формально, просто по сюжету, выйдет скучно, плоско, односторонне. Поэтому, если сценарий цепляет, я обязательно иду на пробы, знакомлюсь с режиссером, общаюсь. И в процессе стараюсь понять, сможем ли мы вместе найти в проекте что-то дополнительное, живое.
— Случается ли, что вы оказываетесь внутри уже знакомой творческой команды, где вас хорошо знают, ценят и приглашают снова — как своего человека?
— Да, у меня действительно были и есть такие творческие связи. Например, в какой-то период я много работала с компанией Legio Felix, где Илья Куликов является и продюсером, и режиссером, и сценаристом. Мы тогда были на одной волне, тесно общались, и получилось очень интересное сотрудничество. Сейчас я тоже взаимодействую с командами, в которых чувствую себя своей. Например, довольно активно сотрудничаю с продакшеном «Фора-Синема». Мне кажется, это вполне естественно: если работа прошла продуктивно, если с тобой легко, интересно, если ты профессионален и в тебе видят потенциал, конечно, будут приглашать снова. Это и приятно, и логично.
Особое место в моей карьере занимает Джаник Файзиев. Мы сотрудничаем с 2017 года, и первым нашим проектом стал фильм «Вратарь Галактики», где он был и режиссером, и продюсером. Эта картина стала для меня своего рода стартом — одной из первых главных ролей в большом кино. Фильм, правда, вышел в непростое время — началась пандемия, он не мог получить должного проката, да и критики не обошли его стороной. В любом случае я очень благодарна Джанику — за доверие, за поддержку, за то, что дал мне возможность проявить себя и буквально открыл мне дорогу в профессию.

— Какой проект вы могли бы назвать своей визитной карточкой? Возможно, именно его поставили бы первым в своей фильмографии.
— Сложный вопрос... Честно говоря, не смогу выделить какой-то один и назвать его своей визиткой.
— А вообще пересматриваете свои проекты, ходите на премьеры?
— Когда зовут и когда могу прийти — обязательно. Была, например, на «Улице Шекспира», когда презентовали первые две серии, где и я появлялась. Но есть проекты, которые я так и не посмотрела — как-то времени не было, потом забыла, потом подумала: ну и ладно, все и так понятно.
— Я думала, актеры смотрят свои работы — хотя бы чтобы оценить результат. Некоторые, правда, говорят: «Видел начало — и все».
— Иногда бывает и так, смотрю только одну-две серии. Я, конечно, стараюсь увидеть свою работу, при просмотре тоже можно учиться, или иногда нужно что-то выложить в социальные сети, чтобы аккаунт жил, тогда пересматриваю, выбираю фрагменты работ, делаю нарезки, которые показались интересными. Это и для профессионального мира полезно — показать, что я могу быть разной, и для зрителей — кто-то ведь может вообще не знать, что есть такие проекты. Заходит человек на страницу, видит кусочек — и начинает смотреть, увлекается. Это приятно.