Смещение образа. О чем говорит визит президента Владимира Путина в «Яндекс»
В конце прошлой недели Владимир Путин посетил офис «Яндекса». Казалось бы, вполне протокольное событие, но оно вызвало широкую дискуссию: ведь состоялся визит в компанию, которую можно отнести к инновационному сегменту. Вдруг это сигнал? В экспертном сообществе начали обсуждать последовательный ряд событий. На Петербургском форуме вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что президент буквально «заболел» цифровой экономикой и готов обсуждать связанные с ней темы до глубокой ночи. Затем — встреча с детьми в инновационном центре «Сириус». И вот теперь «Яндекс». Эксперты гадают: это серьезная перезагрузка образа или электоральный ход — заигрывание с молодежью через участие в прорисовке картины будущего. Ведь «картина будущего» — самая модная фишка общественных дискуссий в этом году.
Образ Путина четко ассоциируется с тяжелой индустрией, в первую очередь сырьевой. Консервативный президент — консервативные отрасли. Путин и «Газпром», Путин и «Роснефть» — устоявшиеся ассоциации. Национальный менталитет в значительной степени индустриален. Базовый электорат воспринимает экономическое развитие через строительство промышленных заводов, с ностальгией оглядывается на период «великих индустриальных прорывов». Путин чувствует этот момент, регулярно посещает новые стройки, встречается с рабочими и внимательно беседует с менеджментом. Такой образ дает президенту очевидные преимущества: он встроен в реальные процессы и сам за счет этого приобретает гораздо больше реальности, чем его текущие оппоненты.
Описание российской бизнес-элиты также в значительной степени определяется ее индустриальным масштабом и неформальной иерархией отраслей: нефть и газ неизменно на первом месте, далее в том или ином порядке идут ВПК, металлургия, энергетика, нефтехимия, авиапром. Все это каркас не только реальной экономики, но и символический скелет общества в целом. Скелет этот состоит из сложного переплетения труб и проводов высокого напряжения. В той или иной мере он отражает индустриальную матрицу, созданную в середине XX века. Принято фиксировать колоссальный разрыв между российской элитой и населением. Однако этот разрыв финансовый, ресурсный. Сам тип мышления, способ описания реальности, ценностная основа сохраняют уникальное и характерное для первого этапа накопления капитала единство. По сути на всех этажах социальной лестницы примерно одни и те же люди, мыслящие похожими схемами и шаблонами.