Время Офелии: как драматическое искусство рассказывает истории о женщинах

Сложных женских персонажей все больше — не только в массовой культуре. Театральные постановщики создают новые истории и переосмысляют классические сюжеты, выводя на передний план именно женщин. Меняется и режиссерская оптика: в главных героинях интересны качества, которые прежде считались уделом второстепенных. На европейской сцене воплощением этого тренда стала шекспировская Офелия, образ которой встречается в самых разных постановках, от оперы до перформанса
В Берлине на фестивале Theater Treffen австрийский хореограф и режиссер Флорентина Хольцингер представила оперу-перформанс «Санкта». Она создана по мотивам оперы «Святая Сусанна» Пауля Хиндемита 1920-х годов, но для Хольцингер история Сусанны — святотатствующей монахини, влюбившейся в деревянное изображение распятого Христа, — лишь пусковой механизм развития сюжета, где святой престол занимает Папесса, а церковь ждут преобразования.
«Санкта» Хольцингер — одна из самых искренних попыток переосмыслить роль религии и католической церкви в современном обществе. Премьера прошла год назад в Мекленбургском государственном театре Шверина, где вызвала гнев католиков и восторг театралов. Режиссерский рецепт прост: физические страдания, голые монахини на роликовых коньках, готовые и к самоистязанию, и к исполнению песни It’s Raining Men группы The Weather Girls, репродукция фрески «Сотворение Адама» Микеланджело из Сикстинской капеллы. Но, вероятно, бурные протесты зрителей вызывает в первую очередь тот факт, что женские персонажи Хольцингер наделены полной свободой действий: сильные и неотразимые, они превращаются то в Адама, то в Христа, то в Папу Римского.