Синтетические люди и оцифрованные вещи: как метавселенные изменят наш мир
В декабре состоялась легендарная российская конференция по компьютерной графике CG EVENT – в последний момент поменяв тематику с киберпанка на метавселенные. Прошло мероприятие, как и положено в метавселенных, онлайн. Несмотря на то что послушать все доклады было просто физически невозможно, конференция оказалась самым важным событием уходящего года. «Популярная механика» решила пересказать читателям наиболее интересные выступления.
Понятие метавселенной появилось задолго до того, как Марк Цукерберг переименовал Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) вMeta. Впервые ее описал в 1984 году Нил Стивенсон в романе «Лавина», классике киберпанка. Метавселенная – виртуальное пространство, которое равноценно реальному миру и связано с ним единой экономикой, а также возможностью там работать, развлекаться, общаться и проводить время.
Сейчас о метавселенных говорят буквально хором, потому что в ближайшее время они изменят наш мир сильнее, чем до того интернет и мобильные телефоны. И если еще лет пятнадцать назад самыми дефицитными специалистами были разработчики сайтов, то в следующем году ими станут строители виртуальных миров. Известная в интернете HR-консультант Алена Владимирская уже поведала о новой вакансии уходящего года – «руководитель корпоративных метавселенных».
Мы уже там
Бессменный организатор CG Event и главный евангелист метавселенных в нашей стране Сергей Цыпцын уверен, что мы давно живем в метавселенной. Мы проводим много времени в интернете и уже сильно оцифрованы. Телефон считает, сколько шагов мы прошли, записывает наш маршрут, отслеживает контакты, покупки, фото и видео; фитнес-браслет знает все про калории, эмоции, пульс, сон, стресс, альфа-ритмы. Мы попадаем в объективы тысяч видеокамер, наши документы загружены в сотни баз. И все эти данные непрерывно анализируются множеством разных систем с искусственным интеллектом. По сути, мы уже живем в цифровом мире. Осталось натянуть на эту информацию цифровую оболочку – и мы получим ту самую метавселенную.
После переименования Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) о метавселенных узнал весь мир.
Как и положено евангелисту, Сергей Цыпцын верит в единую метавселенную: их не может быть много, как не может быть много интернетов. Условно говоря, на дворе сейчас ранняя античность с кучей разных богов: здесь не только каждый IT-гигант, но и средние компании пытаются создать свой виртуальный мир. Собственную метавселенную запускает даже якутская студия MyTona. «Метавселенная едина и уникальна, – проповедует Цыпцын, – мир один, и вселенная одна». Что на самом деле верно: для создания метавселенной, в которой мы могли бы жить не только в виде данных и цифр, требуются колоссальные ресурсы, которых нет ни у отдельных компаний, ни даже у целых государств. Считается, что если бы ведущие технологические гиганты объединили свои силы, то сумели бы запустить метавселенную лет через пять. Например, Amazon может предоставить свои сервера, Neuralink – разработать нейроинтерфейсы, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) – дать очки дополненной реальности и периферию, Nvidia – аппаратную часть и блокчейны, а Unity и Epic Games – поделиться трехмерными движками. Проблем на пути к созданию метавселенной великое множество, и их решение загрузит высокооплачиваемой работой миллионы людей.