«Я против семейственности»: Надежда Михалкова — о сериале «Номинация», проблемах киноиндустрии и отношениях с отцом
С 7 февраля на Okko выходит дебютный сериал Надежды Михалковой «Номинация». В центре сюжета — история большой кинематографической династии, которая медленно разваливается после смерти патриарха. Михалкова выступила и режиссером, и сценаристом проекта, а также вместе с сестрой Анной сыграла одну из главных ролей. В интервью Сергею Минаеву Надежда объяснила, почему этот сериал не о династии Михалковых, а также почему не пригласила в проект своего отца и что она на самом деле думает о российской киноиндустрии.
Ты морально готова к тому, что после выхода сериала будешь ловить косые взгляды обидевшейся столичной богемы?
Да. Потому что косые взгляды можно поймать и без повода. Лучше уж пусть будет повод.
То есть ты показала на экране изнанку кинотусовки?
Здесь надо все-таки остановиться подробнее. Я не снимала сериал, чтобы вывести всех на чистую воду. Я ведь сама часть этой индустрии. Но мне кажется, что я имею право на высказывание, потому что все связывают фамилию Михалкова с бесконечным кумовством. Мне видится честным, что ты сам крутишься в этой индустрии и сам на себя немножко смотришь со стороны. Нечестно было бы, если бы я говорила “смотрите, что происходит, но я как бы не с ними”.
Давай чуть-чуть синопсис раскроем. Сюжет разворачивается с того, что умирает большой кинорежиссер.
Да, он глава большого киношного клана. Мы знакомимся с кланом уже в тот момент, когда наследники режиссера уже какое-то время существуют самостоятельно — с его смертью фундамент уходит из-под ног, семья разваливается, все начинает идти наперекосяк. Вдова режиссера, которую играет Людмила Максакова, занимается фондом мужа и пытается поддержать клан в жизнеспособном состоянии. У нее две дочери: старшая — народная актриса, которая снимается во всем в чем можно — «Императрицах», военных фильмах, рекламе; и младшая, бедовая, не попала ни в одно из этих направлений. В первой серии младшая дочь выступает с большим разгромным интервью, где якобы разоблачает всю изнанку индустрии, — сразу после того, как получает предложение из Голливуда. Она думает, что уедет и начнет там нормальную карьеру. Но голливудский проект закрывают, и она возвращается обратно — туда, где ее вообще не ждут.
Ты понимаешь, что десять из десяти вопросов тебе будут: «А вы про свою семью написали?»
Понимаю. Нет, не про свою семью. Просто это для меня понятные формат и история, скажем так, знакомый бэкграунд. Глобально мне просто хотелось показать состоятельную семейную династию. Почему-то в наших фильмах состоятельных людей чаще всего показывают странно. Это либо малоприятные люди с крокодиловыми ботинками и борсетками, либо какие-то небожители с бриллиантами и бесконечными бокалами шампанского в руках. Но у нас все-таки есть в стране люди с богатыми корнями, большими возможностями и хорошим вкусом. Мне хотелось показать другую эстетику. Поэтому тут важны референсы: посмотрите тех же “Наследников” (сериал на HBO. — Esquire) — ну никто там не ходит в костюмах с принтом Gucci, чтобы показать состоятельность.
Мы же постоянно сравниваем кино “у них” и у нас. У нас тоже научились снимать, но периодически что-то да и разваливается: картинка есть — истории нет, история есть — картинки нет. У меня не много киноработ, но каждый раз для меня это вызов. Как нашу реальность преподнести для зрителя так, чтобы он смотрел и чувствовал, погружался в эту атмосферу. Киноязык очень важен. Нельзя просто взять американскую картинку и перенести ее на российские реалии или сделать что-то похожее, потому что есть принадлежность к культуре и восприятие зрителя. Поэтому проекты с претензией “как у них” часто вызывают какой-то диссонанс. Смотришь и не веришь.
Расскажи, как вообще эта идея у тебя родилась, как долго она созревала?
Мне кажется, что она долго рождалась. На самом деле, я изначально хотела сняться с Аней в одном фильме как две сестры. Потом я посмотрела сериал «Борьба» про двух голливудских актрис, которые воюют за лавры первенства. Смотрела и думала: почему у нас такого не делают? Потом у меня совместились эти истории про семейственность и про кино.
А почему вы отца-то не уговорили? Это была бы вообще бомба на разрыв.
Нет, я совсем этого не хотела. Как только в этой истории появился бы папа, это сразу превратилось бы исключительно в семейный проект. Я против семейственности. Да, у меня в сериале снялся племянник, но вы не представляете, какой огромный кастинг мы провели, прежде чем утвердили его на роль.