Сибирский шаманизм: почему выставка об археологии стала хитом и где ее можно увидеть
Выставка «Сны Сибири», спродюсированная фондом развития науки и культуры «Таволга» и ставшая блокбастером сезона 2022-2023 в Историческом музее в Москве, отправилась в гастрольное турне. Почему проект, объединивший археологию и произведения современного художника Даши Намдакова, вызывает такой интерес, разбирается Forbes Life.
Первый город в турне «Снов Сибири» — Владивосток, Государственный объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени Арсеньева. На очереди — музеи Красноярска и Китая. В выставке участвуют 50 археологических артефактов из 11 музеев со всей страны, от Исторического музея и Этнографического музея до Музея археологии и этнографии Дальнего Востока.
В Москве, в Историческом музее, выставку продлевали дважды, и в итоге она шла с 28 октября по 6 мая 2023 года, ее посетило больше 55 000 человек, в среднем 300 человек в день. При этом показатели рекордсменов музея, блокбастеров «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» — 87 468 человек, 658 человек в среднем в день; «Придворный костюм середины XIX — начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа» — 75 307 человек, 710 посетителей в день.
Безусловно, успех выставке обеспечило участие Даши Намдакова, одного из самых успешных и известных художников современности. В сценографии, созданной художником Петром Бирюковым, четыре скульптуры Намдакова разных лет за счет стопроцентной узнаваемости работают как проблесковые маячки сознания в мрачном макабрическом мире.
Сами организаторы описывают созданное ими пространство как «своеобразный квест для зрителя, в котором много загадок: деревянный лабаз — возможное обиталище духов, к которому устремляется стая сов, саблезубый тигр, охраняющий древние хакасские стелы, и собирательный образ Сибири — красивая и одновременно суровая девушка, стоящая рядом с медведем».
Аттракцион сценографии преподносит подборку археологических хитов. Кураторы, приглашенные фондом «Таволга», археологи Николай Смирнов и Василий Новиков, собрали в «Снах Сибири» уникальные экспонаты. Заполучить их было непросто: например, экспонаты из Чердынского краеведческого музея впервые оказались на выставке в Москве, а навершие в виде волка из Забайкальского краеведческого музея и гляденовский идол из Национального музея Республики Коми музеи выдали из постоянных экспозиций.
«Большим достижением было привезти таштыкские гипсовые маски, поскольку они очень хрупкие, — рассказывает координатор выставки, руководитель проектов фонда «Таволга» Анна Миронова, — такая же проблема с экспонатами пазырыкской культуры, сохранившаяся органика — на вес золота».