Сериалу «Санта-Барбара» 40 лет! Как эпохальная мыльная драма изменила постсоветское и мировое телевидение
Есть такой старый анекдот: «Я хочу эмигрировать в США. Куда именно? В Санта-Барбару. Почему? Так ведь я там уже всех знаю». 30 июля один из самых известных ситкомов «Санта-Барбара» празднует юбилей — по «паспорту» проекту исполняется 40 лет, а по ощущениям он с нами целую вечность. В честь знаменательной даты кинокритик Елена Зархина разбирается в устройстве проекта, имя которого стало нарицательным, его особом успехе в постсоветскую эпоху и влиянии на мировое телевидение.
О чем сериал
Если коротко, центральный сюжет «Санта-Барбары» вращается вокруг противостояния нескольких семей — обеспеченных Кэпвеллов и Локриджей, а также представителей рабочего класса Перкинсов и Андраде. Внутри их взаимодействия выстраивалась немыслимая и часто комичная драматургия: кто-то кого-то убивал или пытался это сделать, герои женились и разводились, рожали детей от своих официальных партнеров и тайных любовников, ловили друг друга на обмане, строили козни. Все это сопровождалось бесконечно затянутыми диалогами, утомительными паузами между ними и многозначительными взглядами.
Персонажи множились во вселенной шоу, как количество его серий, а сюжетные ходы без стеснения повторялись снова и снова, не брезгуя откровенно нелогичными авторскими решениями. В общем, это было настолько плохо, что даже хорошо — многомиллионная аудитория проекта по обе стороны Атлантики плевалась, но продолжала его смотреть, пристально следя за всеми перипетиями этой истории. Так чем же обусловлен феномен шоу?
Начало и закат проекта
Вопреки ощущению бесконечности сериала, «Санта-Барбара» не самый длительный телевизионный проект в истории: он выходил на протяжении всего девяти лет. Обошли же его настоящие долгожители американского телеэфира — «Путеводный свет» (57 лет на экране) и «Главная больница» (51 год на экране, и проект периодически получает различные ребуты). Но именно из «Путеводного света» и «Главной больницы» вышли создатели «Санта-Барбары», супруги и коллеги Бриджет и Джером Добсон.
Их отличительной чертой была завидная трудоспособность: авторы выдавали по 100 страниц сценария ежедневно и полностью контролировали процесс создания шоу. В 1988 году это для них обернулось скандалом: Добсоны попытались уволить постоянного соавтора шоу, но сами попали в немилость продюсеров, запретивших им появляться на съемочной площадке. Супруги подали в суд, выиграв дело, хотя судебная тяжба и связанная с ней провокационная реклама никак не способствовали повышению рейтингов шоу, неизменно скатывавшихся вниз.
При этом у проекта есть свои пусть и спорные, но достижения. Наиболее впечатляюще они выглядят в цифрах: сериал 24 раза выигрывал дневную премию «Эмми» и с десяток призов профильных премий, вручаемых телевизионному «мылу». Шоу насчитывает девять сезонов и 2137 серий. Актриса Луиз Сорель трижды уходила из проекта, ругаясь с авторами, и каждый раз возвращалась обратно, потому что ее героиня Аугуста Локридж оказывалась одной из самых любимых зрителями. А героиню Келли Кэпвелл успели сыграть четыре разные актрисы: Робин Райт, Кимберли МакАртур, Керрингтон Гарлэнд и Эйлин Дэвидсон — такая ротация артистов внутри «Санта-Барбары» была обычным делом.
Райт, кстати, едва ли не единственная артистка сериала, которой удалось построить успешную карьеру в Голливуде, за исключением разве что Леонардо ДиКаприо, который в юном возрасте успел засветиться в «Санта-Барбаре» в эпизодической роли Мэйсона Кэпвелла в детстве. А вот главная звезда «Санта-Барбары» Марси Уокер, сыгравшая Иден Кэпвелл, в середине нулевых и вовсе сменила съемочную площадку на церковь — актриса стала христианским пастором в Оклахоме.