КАНТРИ Русская азбукаКулинария
Заливная рыба
«Какая гадость, эта ваша...» – отплевывался Ипполит в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». А как сделать заливное не гадким? Рассказываем!
Блюдо «Заливное» в современном его понимании появилось в России лишь в конце XVIII века, хотя это название встречалось и ранее. Например, в средневековой книге «Домострой» игумен Сильвестр, перечисляя, что «в Великий мясоед после Рождества Христова к столу подают», упоминал «заливное осердье лосиное», очевидно, имея в виду более древний аналог этого блюда – студень (холодец). Собственно, именно он и лег в основу заливного Петровской эпохи, но в несколько переформатированном виде. Если студень готовился из остатков рыбы или мяса, то, по замыслу французских поваров, работавших при Петре I над модернизацией традиционных кушаний русской кухни, заливное требовало самых лучших продуктов. Нарезать их надлежало так, чтобы даже сквозь объемную толщу желе отчетливо виднелась их естественная структура, а само оно должно было быть прозрачным, как стеклышко. В стремлении добиться такого эффекта кулинары из Парижа, работавшие в Петербурге, оттачивали целый ряд непростых техник, среди которых – осветление бульонов при помощи оттяжки черной икрой (она «впитывала» из жидкости всю муть), их легкое подкрашивание лимонной цедрой, шафраном и куркумой и даже использование специального «рыбьего клея», призванного скреплять результат. «Вишенками» на этом соленом «торте», подававшемся, как правило, на большом овальном блюде или тарелке в форме рыбы, служили яркие добавки-акценты, которые делались из овощей (наиболее эффектно выглядят полумесяцы лимона и фигурно нарезанная морковь), а также предварительно просоленных грибов, фруктов и ягод.
Еще один кулинарный нюанс, определяющий саму суть заливного, – это способ застывания блюда. Если обходиться мясным бульоном без дополнительных загустителей, то оно будет называться уже упомянутым студнем (северный вариант) или на южнорусский манер – холодцом. Заливное же предполагает готовку с добавлением желатина или агар-агара, которые во многом и помогают добиться ровной, плотной и при этом прозрачно-дрожащей консистенции, ставшей отличительным признаком этого непростого в приготовлении, но эстетически безупречного кушанья.
Когда проще не значит хуже
В царской России в состав заливного входили самые изысканные виды рыб и морепродуктов, которые только встречались в атласах тех времен, – стерлядь, раковые шейки, зернистая икра и прочие «дорогие гады» из морских глубин. Но прошло полтора столетия, рецепт двинулся в сторону простого люда и, встретив отклик в советском массмаркете, естественно, упростился.