Королевство полного абсурда
«Кафка»: байопик в духе Уэса Андерсона
Через сто лет после смерти Франца Кафки о нем сняли непрошибаемо обаятельный сериал, где писатель идеально встраивается в образ неуклюжего кидалта, будто сбежавшего из фильмов Уэса Андерсона.
1939 год. Литератор Макс Брод (Давид Кросс), друг и душеприказчик Кафки, садится в последний поезд из Праги, чтобы бежать от нацистов. В чемодане он увозит неопубликованные рукописи Кафки — при пересечении границы въедливый инспектор спросит, представляет ли эта писанина какую-то ценность, и, прочитав пару предложений, сам решит, что нет: «У вашего друга, все это написавшего, видно, было плохо с головой».
Но неутомимый энтузиаст Брод всегда считал иначе: его друг Франц (Йоэль Басман) гений — и всё тут. Действие возвращается к годам, когда Кафка еще был жив, оба они работали клерками, но делом жизни Брод считал литературу и подбивал товарища писать. Насколько чужд ему был дух соперничества, мы узнаем из почти комедийного эпизода встречи с издателями Ровольтом и Вольфом: придя презентовать собственную книгу, Брод с ловкостью бывалого фокусника достает из портфеля еще целую кипу рукописей. Он продвигает писания закадычных друзей из «Пражского круга» — философский трактат Феликса Вельча (Роберт Штадлобер) и произведение слепого Оскара Баума (Тобиас Бамборшке), но до кучи готов втюхать издателям и приятелей Отто Штосселя и Франца Верфеля. Вишенкой на торте стало бы произведение Кафки — если бы хоть одно было на тот момент закончено. Бешеному напору Брода противиться невозможно, он творит реальность из воображаемого и рекомендует Кафку как лучшего писателя в мире, хотя тот еще не опубликовал ни строчки. Ровольту и Вольфу остается только изумляться и брать, что дают.