Стать собой
С отцом Алексием Уминским, настоятелем московского храма Троицы в Хохлах, мы изначально думали говорить о жизни прихода: в Троице часто проводятся квартирники и ярмарки, прихожане и священники собирают одежду для бездомных, ездят в детский хоспис «Дом с маяком».
А разговор получился про свободу, возможность и силу человека любить, про радость настоящего бытия и то, как быть (и стать) самим собой. И мы поняли: человек в своем доме — прежде всего в самом себе.
Что такое церковь?
Церковь — это богослужение, таинство церковное. Это прежде всего причастие святых Христовых Тайн. Это общая молитва, которая людей объединяет в их духовном пути, их богообщение, это возможность исповеди и причащения, возможность общения со священником в том числе.
Церковь — это живая семья. В этой семье люди и Бог живут единой жизнью, которую Господь дает человеку через его веру во Христа.
Поэтому это не место только лишь для общественных собраний, а прежде всего такой таинственный организм, который апостол Павел называет «телом Христовым», а наш знаменитый философ, славянофил Алексей Степанович Хомяков, — «организмом любви».
Кем должен быть священник для прихожанина?
Моя ответственность — прежде всего перед моей совестью, моим пониманием себя, моего пути, моей веры, моих отношений с Богом, но не перед кем-то. Ведь если я должен тебе, ты становишься должен мне, и если я выполняю свой долг, то будьте любезны мне за это воздать.
Но я даже не жду воздаяния за священство в Царстве Небесном, это радость для меня — быть священником, это моя жизнь.
Но может ли человек жить только ради себя, или у него все равно есть ответственность перед другими людьми?
А какого человека мы берем?
Любого, существующего на Земле.
Нет, так невозможно. Так невозможно относиться к человеку. Любой человек — это не любой человек. Вы — это вы, а я — это я. Поэтому я думаю, что человека вообще не существует. Когда мы приписываем некоторому человеку вообще какие-то свойства, какое-то долженствование или какие-то параметры, мы все время ошибаемся, все время говорим вещи слишком общие, банальные или не имеющие отношения к реальности.
Существуете вы, существую я, человек существует как уникальная, неповторимая личность, одаренная Богом. Бесконечно одаренная Богом. И одаренная свободой.
И вот эту свободу человек может по-разному понимать: так, как ему хочется.
А ответственность, ответ на вопрос, «жить для самого себя или для кого-то другого», происходит исключительно из понимания свободы. Если это понимание есть.
А что для вас свобода?
Вот вы такие вопросы задаете, которые мне очень интересны на самом деле. Но я все время смущен, потому что ответить на этот вопрос просто «свобода — это…», то есть формулой…
Мне не нужна такая формулировка.
Вот. Формулой ответить на этот вопрос невозможно. Но для меня свобода — это божественные проявления, и если я свободен, то только потому, что Бог есть. Потому что если Его нет, нет и свободы. Потому что она — то, что связывает меня с Богом. Эта свобода является основой моего творчества, моего отношения к другому человеку и к самому себе, моей любви.