Равнение назад!
Почему сильные, здоровые и умные ни в чем не виноваты перед слабыми, больными и глупыми.
«Я отказываюсь извиняться за свои способности, за достигнутый мной успех, за свои деньги...» – произносит герой всемирного бестселлера Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».
Роман написан в 50-х годах XX века, и, положа руку на сердце, написан из рук вон плохо. Во всяком случае, литературная критика не оставила от него камня на камне, единодушно заклеймив работу как слабый и чудовищно ходульный политический памфлет в псевдохудожественном фантике. Тем не менее тиражи «Атланта» били и до сих пор бьют все рекорды, романом зачитываются и в Штатах, и в России, и в Индии, он является настольной книгой многих известных политиков (например, Дональда Трампа, а еще Хиллари Клинтон – чудны дела твои, Господи!).
При этом сюжет романа не сложнее тухлой редьки, а все его глубинное содержание – это повтор на разные лады одной мысли. Мол, все блага цивилизации человечеству всегда дарила горстка гениев – предпринимателей, мыслителей и ученых, большинство прочих представителей нашего вида по сравнению с ними представляют собой перхоть с больной собаки.
Но сейчас мы живем в такое бесчестное и глупое время, когда перхоти дозволено качать права, свято веря, что лучшие люди должны служить худшим, да еще извиняться за то, что они смеют быть умнее, талантливее и трудолюбивее всех прочих.
Айн Рэнд была либералом, антикоммунисткой, антифеминисткой и сторонницей теории разумного эгоизма. Родилась она в России и, насмотревшись в юности на победу большевизма, преисполнилась глубокого презрения к самой идее, что человек изначально что-то должен обществу, а общество имеет право сделать с этим человеком все, что считает нужным.
Особую ярость у писательницы вызывали религиозные и идеологические доктрины социальной справедливости, согласно которым сильные и богатые обязаны содержать слабых и нищих.
«Те, кто требует, чтобы вы им служили, чтобы служение им стало целью вашей жизни; кто настаивает, чтобы ваша сила стала бессловесным, бесправным, бесплатным рабом их бессилия, кто объявляет, что вы обречены на крепостную зависимость самим вашим гением, в то время как они рождены управлять, обладая даром некомпетентности; что вы существуете, чтобы давать, а они – чтобы брать, что вы должны производить, а они – потреблять, что вас не нужно вознаграждать ни материально, ни духовно, ни богатством, ни признанием, ни уважением, ни благодарностью...»
Как завещал дедушка Карл
Марксизм, обучавший прудоновскому «собственность – это кража», а любое богатство достигается за счет эксплуатации неимущего класса, – это достойный потомок христианской мысли, всегда превозносившей особые духовные преимущества бедных, сирых и убогих и внушающей, что раздача милостыни – наипервейшая обязанность любого человека, имеющего собственные штаны и лишний кусок хлеба.
Президент США Барак Обама на саммите в Джорджтаунском университете в Вашингтоне в 2015 году сказал, что богатые должны платить повышенные налоги, чтобы бороться с бедностью, потому что «богатство всегда получается за счет других людей, а богачи – просто победители в лотерее».
Впрочем, сегодня дела у чистого марксизма обстоят так себе. Уж очень колоритные геополитические опыты в последние полтораста лет были проведены с его участием, так что сегодня объявлять себя марксистом рискнет далеко не каждый. Многомиллионные тиражи «Атланта», уже значительно превзошедшие тиражи «Капитала» Маркса, лишь косвенное подтверждение тому, что человечество сыто марксизмом по горло.
Но когда марксизм слегка переодевается и маскируется, его снова охотно подхватывают и водружают на щит. Очень многие современные общественные движения – это слегка перелицованный и подкрашенный марксизм.
Пусть сегодня «угнетенные рабочие массы» превратились в «угнетенные меньшинства», сути это не меняет. Это все тот же призыв запретить сильным свободно действовать, заставить их чувствовать себя виноватыми и делиться «награбленным», взять под контроль свободу мысли и предпринимательства, а на каждом углу посадить чиновника, который бы следил за тем, чтобы все делилось по справедливости.
Почекай, как ты виноват
Особенно хорошо это видно в так называемой теории привилегий, которую активно используют новые левые. Тестами «Проверь свои привилегии» забиты все «баззфиды » и «тиктоки», а базируются все эти опросники («Поставь галочку, если тебя никогда не дразнили жирным ») на бесконечных статьях и докладах социологов и общественных деятелей.