Майя Кучерская о бразильской балерине Татьяне Лесковой

Seasons of lifeРепортаж

Рецепт донны Тани

Текст Мария Жаворонкова. Иллюстрации Дарья Уланова

Когда верстался этот номер, случилось настоящее чудо — состоялась премьера документального фильма Майи Кучерской «Донна Таня. Сто лет счастья» — о бразильской балерине Татьяне Юрьевне Лесковой, правнучке знаменитого писателя. Эта история кажется почти невероятной — год назад в холодной и опустевшей Москве Майе удалось собрать команду, найти деньги на съемки и отправиться на встречу с донной Таней в Рио-де-Жанейро.

Майя Кучерская — писатель, филолог, педагог, основатель и художественный руководитель школы писательского мастерства Creative Writing School, лауреат премии «Большая книга» за биографию Николая Лескова «Прозеванный гений»

Как вы познакомились с Татьяной Юрьевной?

Одна прекрасная русская женщина, живущая в Бразилии и приехавшая по делам в Москву, предложила мне передать мою книжку про Лескова родной правнучке писателя, лично в руки. В книге рассказ про ее жизнь занимал примерно страничку. Татьяна Юрьевна Лескова, балерина, правнучка автора «Левши», живет в Рио-де-Жанейро. Была балериной, потом балетмейстером и преподавателем. Это примерно все, что я тогда про нее знала и о чем сообщила в «Прозеванном гении». Предложению передать книжку я, конечно, очень обрадовалась, надписала, отдала и забыла про это думать. Прошло несколько месяцев. И вдруг эта прекрасная женщина пишет мне: завтра мы наконец едем в гости к Лесковой и, если я хочу, можно подключить меня по зуму и познакомить с ней. Я хотела. И вскоре увидела на экране компьютера Татьяну Юрьевну. Но совсем не старушку, а гранд-даму, грациозную, нарядную и такую… милую. Очаровательную. С огромными сияющими глазами. Она благодарила меня за книгу о прадеде, деликатно, вежливо, щедро! И каждое ее слово, улыбка выдавали одно: это человек из совершенно другого мира. Житель мира исчезнувшего, которого давным-давно не существует. Михаил Фокин, Джордж Баланчин, ученики Дягилева, в постановках которых она танцевала, давным-давно вошли в учебники по истории балета, а она вот, не в учебнике, а прямо передо мной, живая, улыбается и со мной говорит. И где-то не так уж далеко, за ее спиной и суровый прадед, писатель, о котором ей рассказывала бабушка, бывшая жена сына Лескова, Андрея.

Значит, Татьяна Лескова оказалась не совсем такой, как вы ее представляли?

Я видела ее в основном на фотографиях, где она балерина в образе. Или на более поздних, в доме-музее Лескова в Орле, непонятная заморская птица в разноцветной шали, чудом залетевшая в наши широты. И вот… Реальная Татьяна Юрьевна оказалась восхитительной. Не просто красивой, яркой, умной. Она еще и говорила на невероятном русском языке. Так сейчас не говорят. Лексика, строй речи, интонация — все иначе. Речь, которой сто лет и у которой такая же стройность и осанка, как у моей собеседницы. Со всеми этими «горничными» и «чудно».

Где она получила эти уроки русского, она же родилась не в России?

Да, Татьяна Юрьевна родилась в Париже в 1922 году, выросла в семье русских эмигрантов, ее бабушка по матери была фрейлиной императрицы Марии Федоровны, отец, Юрий Андреевич, внук писателя, был дипломатом. Словом, высший свет, crème de la crème. И дома, мама с папой, и родные бабушки говорили на русском языке начала XX века. Татьяна Юрьевна впитала его, восприняла, а так как больше нигде уже русский не учила, он законсервировался. Когда я все это услышала, я чуть не упала в обморок. Это как если бы герои Набокова или Бунина вдруг ожили и заговорили со мной. Вот тут-то я и поняла, что просто обязана пообщаться с ней лично, без зума. Долететь до Бразилии и взять интервью. Но прошло еще полгода, и мысль об интервью незаметно преобразилась совсем в другую идею — сделать фильм.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Соль Лондона Соль Лондона

Несколько картинок из жизни безумной лондонской квартирки и ее хозяйки

Seasons of life
Невеликий театр Невеликий театр

Режиссер Борис Павлович о работе в театре, своих спектаклях и проекте «Квартира»

Seasons of life
Алиса вернулась Алиса вернулась

Дарья Верещагина поделилась мыслями о съемках, актерском эго, бунтарстве и любви

VOICE
Супрематизм сквозь время Супрематизм сквозь время

В1919 году антрополог Альфред Крёбер вывел закон цикличности моды

Дилетант
Книги Книги

Путеводитель по библиографии Лимонова

Esquire
Электрочувствительность Электрочувствительность

Пять историй Бориса Шершенкова

Цифровой океан
Москва до Юрия Долгорукого. Кто здесь жил прежде? Москва до Юрия Долгорукого. Кто здесь жил прежде?

Попробуем разобраться в том, кто жил на месте Москвы до XII века

Зеркало Мира
«Нашла мать в луже крови»: как был устроен рынок подпольных абортов в разных странах «Нашла мать в луже крови»: как был устроен рынок подпольных абортов в разных странах

К чему может привести запрет абортов? Исторические примеры

Forbes
Чудеса случаются! Чудеса случаются!

Истории о сказочных сюрпризах и зимних чудесах, которые преподнесла героям жизнь

Лиза
Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться» Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться»

Режиссер и продюсер «Человека ниоткуда» — о том, как шла работа над фильмом

Монокль
Политический пейзаж Политический пейзаж

Павел Отдельнов: живопись в расширенном поле

Weekend
Все только по делу Все только по делу

Какой Chery выбрать для бизнеса

Автопилот
Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента» Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента»

Евгений Колбин рассказал о том, как развиваются облака в России

РБК
5 признаков того, что вас обрабатывает манипулятор 5 признаков того, что вас обрабатывает манипулятор

Намерения манипулятора можно вычислить заранее, если знать, на что смотреть

Psychologies
Искусственный интеллект в литературе, живописи, музыке и кино: идеальный подмастерье Искусственный интеллект в литературе, живописи, музыке и кино: идеальный подмастерье

Как технологии могут изменить различные виды искусств

Монокль
Шекспировская трагедия в стенах Царьграда Шекспировская трагедия в стенах Царьграда

Борьба за власть по-византийски

Знание – сила
От жертвоприношений до подарков: как появились традиции празднования Нового года От жертвоприношений до подарков: как появились традиции празднования Нового года

Как складывались праздничные традиции и почему Новый год такой популярный

Forbes
Что искали крестоносцы Что искали крестоносцы

Один из сложнейших символов христианской культуры — Святой Грааль

Зеркало Мира
«Стеклянный небосвод: Как женщины Гарвардской обсерватории измерили звезды» «Стеклянный небосвод: Как женщины Гарвардской обсерватории измерили звезды»

Как фотопластинка впервые помогла открыть новую звезду

N+1
Датчик таланта Датчик таланта

Как оценить талант киберспортсмена?

Цифровой океан
Город в городе Город в городе

Как девелоперы прокачивают полицентричность в любом районе Петербурга

Собака.ru
Банковская «цифра» для экспортера Банковская «цифра» для экспортера

Что сегодня позволяет получать господдержка российского экспорта

РБК
Семейка снеговиков Семейка снеговиков

Делаем семейку снеговиков — любимых сказочных персонажей детей и взрослых

Наука и жизнь
the makers the makers

Победители конкурса «Мейкеры» 2023 года

Seasons of life
Почему выгодно быть «жертвой»: 5 преимуществ, о которых вы не знали Почему выгодно быть «жертвой»: 5 преимуществ, о которых вы не знали

Как люди становятся «жертвами» и почему часто не хотят отказываться от этой роли

Psychologies
7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать 7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать

Сегодня мы обращаемся к детективам не за новым, а за уютным старым

Правила жизни
«Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками «Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками

Отрывок из книги Николая Носова «Иронические юморески. Кванты смеха»

Forbes
Будьте как дети Будьте как дети

Как проживать праздники по-настоящему и зачем каждому нужен маленький карнавал

Seasons of life
Новый код спешит на помощь Новый код спешит на помощь

Программируем 2024-й: как искусственный разум изменит нашу жизнь

Монокль
Пореволюционная судьба чеховских типажей в повести «Степь» Пореволюционная судьба чеховских типажей в повести «Степь»

Срез русской жизни и движение судеб в повести-путешествии «Степь» А. П. Чехова

Знание – сила
Открыть в приложении