Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать
Система принятия решений в Советском Союзе, особенно после 1960-х годов, была устроена по принципу «не надо придумывать, надо смотреть, как делает потенциальный противник». Мы это очень хорошо знаем, например, по истории нашей микроэлектроники и по многим другим сферам. И с того момента, как информация об американской программе Space Shuttle начала попадать в СССР, было понятно, что задача воспроизвести у нас космический челнок станет главной.
Здесь важно сказать, что на момент создания программы она была чрезвычайно перелоббирована американским ВПК. Был обещан широкий функционал корабля, а главное — очень дешевые пуски, крайне низкая стоимость вывода на орбиту килограмма полезной нагрузки за счет многоразовости. И в этом смысле на этапе добычи нами развединформации все выглядело крайне убедительно.
Но когда американцы начали запускать «Шаттлы» и реально посмотрели на их возможности и экономику, они ужаснулись. Но выбора не было: альтернативные носители отсутствовали, все остальные программы были свернуты. Попытка перезапуска производства сверхтяжелых ракет «Сатурн-5» потерпела фиаско. Выяснилось, что ряд ключевых поставщиков в сложных кооперационных цепочках создания ракеты просто закрылись, документация, тогда бумажная, не сохранилась, и детище Вернера фон Брауна просто не смогли воспроизвести.
Программа Space Shuttle угодила в ловушку. Концепция многоразовости толком не сработала: американцы так и не сумели ни удешевить стоимость производства челноков и твердотопливных ускорителей, ни обеспечить повторное использование последних.
США тратили на программу деньги по принципу «это святое, не трогаем». И если бы не аварии, особенно вторая, в 2003 году, то «Шаттлы» могли бы летать еще долго. Но после второй аварии собралась сенатская комиссия, начала изучать причины дороговизны пусков, обнаружила дикие переплаты, чудовищную неэффективность программы, и она была свернута. После чего на орбиту американцы начали летать на наших «Союзах».