«Государства стало больше, и есть иллюзия, что это хорошо». Герман Каплун, TMT Investments — об итогах года на венчурном рынке
В 2020 году в российском венчуре появилось много прекрасных бизнес-ангелов и институтов развития, считает сооснователь и директор по стратегическому развитию TMT Investments Герман Каплун. Но сам вкладываться в российские стартапы он не спешит. Мы поговорили с ним о том, как пандемия изменила стратегию фонда, почему государство монополизирует рынок и какие сделки 2020 года он считает главными в российском венчуре.
Как 2020 год изменил TMT Investments
— У TMT Investments было шесть публичных сделок в этом году. А сколько всего?
— Мне кажется, мы сделали больше десяти, но точно сказать не могу. Ещё не все сделки опубликовали — по итогам года будет как минимум 18 инвестиций. И успеем ли закрыть в этом году ещё три, пока непонятно.
— В прошлом году у вас было 9 сделок. Почему 2020 получился более продуктивным для вашего фонда?
— Мы очень расширили свой фокус, плюс, этот год для всех фондов отличается некоторым пересмотром своих ориентиров и стратегии. А работа по поиску новых проектов, которую мы активно делали в прошлом году, хорошо отразилась на результатах этого.
— Как изменилась стратегия фонда?
— Мы стали чуть больше смотреть в сторону медицины и более тяжёлых технологий. Например, Moeco — совершенно нестандартная для нас компания, но она показалась нам инновационной и очень понравилась.
Также мы инвестировали в компанию Volumetric Biotechnologies, которая печатает человеческие ткани. Вот такая нестандартная вещь. Пандемия немного нас видоизменила.
Вы, наверное, слышали, что мы инвестировали в две компании, которые занимаются онлайн-обучением? Раньше мы к обучению, особенно иностранным языкам, относились достаточно скептически. Но пересмотрели свои взгляды.
Хотя у нас есть успешные выходы из хедхантинговых компаний, но мы раньше их тоже не очень любили, тем не менее сейчас снова инвестировали в компанию, которая помогает хедхантерам проводить удалённые интервью. Люди, принимающие решения в больших компаниях, хотят видеть не полное интервью в Zoom, а сравнивать, например, как первый, второй и третий кандидаты ответили на один и тот же вопрос.
Есть очень много больших взлетевших тем, таких как Zoom или Pipedrive. Но есть компании, которые делают нечто похожее для более узкого сегмента. Скажем, готовое CRM-решение, ориентированное на деревообработку. И это проявляется во всех сферах — и в хедхантинге, и в обучении. Большинство звёздных тем, к сожалению, уже реализованы, поэтому всё уходит либо в сужение сегмента, либо в смежные отрасли.
— Вы поэтому пересмотрели свое отношение к сегменту HR-tech и компаниям, которые преподают английский?
— В первую очередь потому, что этим компаниям очень сильно помог кризис.
Всё в области дистанционной работы, дистанционного обучения, дистанционной медицины взлетело в космос, как и доставка. На наш субъективный взгляд, их темпы роста в будущем уже не будут такими сумасшедшими, но всё равно останутся выше, чем на других рынках.
— Раньше вы говорили, что вкладываетесь только в бизнес, в котором очень хорошо разбираетесь. Поэтому не инвестировали в медтех например. В этом году у вас появилась новая экспертиза или вы просто решили попробовать, потому что медтех растёт?