Почему чиновники не умеют говорить с народом

Русский репортерОбщество

Уссу качнули права

Почему чиновники не умеют говорить с народом

Федор Лобанов

Губернатор Красноярского края Александр Усс на встрече с жителями села Каменка, эвакуированными после серии взрывов на складе боеприпасов в Ачинске. Фото Андрей Мармышев/ТАСС

Губернатор Красноярского края Александр Усс в очередной раз навлек на себя народный гнев своими высказываниями. Встречаясь с жителями села Каменка, эвакуированными после взрывов на складе боеприпасов в Ачинске и требующими гарантий безопасности, он сказал им: «Нет, ну что вы от меня-то хотите?» Это не проблема одного Усса — российские чиновники разных уровней, включая Дмитрия Медведева, все чаще пытаются говорить с гражданами без канцеляризмов и по-свойски, но получается ерунда. Почему?

— Вы могли бы там остаться на неделю? Давайте неделю поживете с нами. Если там безопасно, давайте проверим! — потребовал от губернатора один из эвакуированных из Каменки.

Каменка находится рядом с ачинским складом боеприпасов, где произошла серия взрывов. Село эвакуировали, потом людям разрешили вернуться, и тут грянула вторая серия взрывов: шесть домов оказались полностью разрушены, гораздо больше пострадали, а на улицах и во дворах остались десятки неразорвавшихся снарядов. Понятно, что жители были в панике или гневе и от них трудно было ожидать готовности к спокойному рациональному разговору. Но и Александр Усс, хотя и проявил определенное мужество — не побоялся встретиться с людьми, — оказался не готов к разговору:

— Нет, ну что вы от меня-то хотите? Моя степень информированности об опасности сегодня приблизительно такая же, как и у вас.

Это удивительная степень откровенности для постсоветского чиновника: Усс, скорее всего, сказал правду, Минобороны прямо ему не подчиняется, секретами (особенно изобличающими халатность его офицеров) делится неохотно, и контроль за боеприпасами не находится в зоне компетенции гражданской администрации. Но при этом понятно, что так чиновники вести себя не должны: их задача — принять чрезвычайные меры и суметь успокоить народ. А интонация «не мы такие, жизнь такая» далека от политической позиции; это позиция мелкого чиновника, обложенного узкими рамками полномочий, то есть безответственная.

Максим Кронгауз,
лингвист. Фото
Svklimkin/CC-BY-SA

Интересен тот факт, что российские чиновники в большинстве уже не ведут себя как советские чинуши, которые говорили бы с народом канцелярским сухим языком и чаще через подчиненных. Но думать продолжают все равно как подневольные. Усс во время встречи в Каменке сказал, что он «слуга народа» (то есть признал роль политика-популиста), но потом «в рамках этой позиции» предложил «провести совещание», то есть вместо политического поступка совершил бюрократический.

Если бы дело было в культуре с развитой политической конкуренцией или во время сложных выборов, а политтехнологами губернатора были бы Семен Слепаков и его коллеги по знаменитому сериалу «Слуга народа», то мог бы получиться удачный эпизод: Усс моментально решился бы заночевать с людьми, весь день интенсивно работал бы прямо из хаты, а вечером предложил бы (при выключенных телекамерах) выпить.

И это не минутная растерянность политика. Всего месяцем ранее, в затопленном Канске, Усс пожелал людям: «Удачи вам! Счастливо! Держитесь!» — и вместе с тем пригрозил: «Что вы хотите мне сказать? Права мне качнуть?» Эти слова спровоцировали митинг в Красноярске. Люди вышли на площадь с плакатами «Качнем свои права» и потребовали отправить губернатора в отставку.

Стоит отметить, что Усс вел себя смело, открыто, пытаясь выглядеть как рубаха-парень, даже не без некоторой иронии, почти процитировал знаменитую фразу Дмитрия Медведева «денег нет, но вы держитесь». Но при этом любезность и «народность» быстро пропала — губернатор не смог выдержать «наезд» и попытался показать народу его место:

— Думаю, что никого не обидел, хорошо? — это еще доброжелательная фраза.

— Ну а чего? У нас выбор есть, что ли? — сказал мужик из Канска.

— А вы дорогу нашу видели, ехали? А если сейчас вода пойдет, размоет? Нам вертолеты будут присылать? — в уже, казалось, законченный разговор вступила женщина. Обстановка накалилась.

— Что вы хотите мне сказать? — спросил губернатор напряженно.

— Нет, ну просто…

— Права мне качнуть? Я тоже сейчас вам могу качнуть!

А затем вообще начал играть в хама-барина:

— Спокойно! Спокойно! Я вам поправлю воротничок!

Видео из Канска выложил в сеть красноярский портал ngs24.ru. Красноярцы прокомментировали:

«Насколько же он далек от народа. Приехал в зону ЧП в пиджачке и белой сорочке, нагрубил людям и улетел. Видно, что всю жизнь в кабинете просидел и кроме как языком чесать ничему не научился».

«После просмотра роликов сложилось твердое убеждение, что веселый балагур Усс неплохо потрапезничал перед “инспекцией”. Легкий дурман от хорошего вискаря прослеживается в речи, жестах и общей реакции на увиденное. Не лишним было канскому мужичку встречно поправить губернатору галстучек. Подтянуть так, чтобы орбиты округлить».

«Дорогой Владимир Владимирович Путин. Качните, пожалуйста, права, как вы умеете. Поправьте нашему губернатору воротник и отправьте на заслуженный отдых. Он молодец, но мы, наверное, и без него проживем».

Мы видим новый тренд в российской публичной политике: говорить с людьми открыто и без формальностей становится нормой. Но в то же время политики в массе ощущают себя подневольными чиновниками, которые не могут ничего сделать «в рамках полномочий», а кроме того, считают себя выше других и не могут скрыть презрения к простым людям.

Золотую оправу сменить легче, чем речь

«РР» попросил лингвиста Максима Кронгауза проанализировать высказывания губернатора Александра Усса и объяснить, что с ними не так с точки зрения языка и риторики. Дело в изменившихся условиях коммуникации, которых чиновники не замечают, считает Максим Кронгауз. Общество настаивает на конкретной помощи и соответствующей деловой коммуникации, а чиновники ведут себя и говорят по-старому, раз за разом вызывая сарказм и негодование.

— Как вы считаете, ошибки губернатора Усса – риторические или мировоззренческие?

— Про мировоззрение не знаю. Есть какие-то вещи, стилистически подходящие для приватной свойской беседы, но неуместные в официальном разговоре, что свидетельствует о непонимании новых условий коммуникации, в которых сегодня находятся власть и ее отдельные представители. Отдельно можно сказать про «Держитесь, счастливо», крайне неуместное в условиях беды.

— Особенно когда это уже мем.

— Да, «держитесь» уже скомпрометировано Медведевым, а «счастливо» не подходит при выражении сочувствия. Но это, как мне кажется, менее важно, чем то, что я сказал в начале. Коммуникативные условия изменились. Общество, по крайней мере заметная и активная его часть, уже не хочет от власти «отеческого» покровительства, отрицает метафору семьи и отказывается от «сыновьей» («дочерней») покорности. Оно настаивает на деловом и конструктивном разговоре и помощи, а не опеке.

— Чего именно требуют люди от государства?

— Общество требует от государства помощи в сложных ситуациях, поскольку государство создано для этого. Поэтому фраза «поправьте воротничок» выглядит неуместной и грубой, хотя в «семейном» контексте она как раз и означала бы ту самую опеку. Так же и в словах «качать права» звучит неприемлемая сегодня фамильярность. А вот ожидаемой помощи власть как раз предоставить не может. Фраза «Нет, ну что вы хотите от меня?» свидетельствует о бессилии власти, как и пожелание «Держитесь, счастливо». Последняя фраза показывает, что губернатор, по сути, «умывает руки», переходя из разряда помогающих в разряд сочувствующих.

— А то, что губернатор признает себя «слугой народа» и предлагает провести совещание?

— Про совещание скорее комично. Это ведь тоже от бессилия. Совещание — это такая бюрократическая замена реальным и конкретным действиям. Но все же надо говорить о части общества, потому что для многих «семейная» коммуникация по-прежнему привычна.

***

Отдельное возмущение людей вызвали внешний вид губернатора, который приехал в Канск в светло-сером костюме и ослепительно белой рубашке. Через месяц в Каменке уже заметна работа над ошибками: костюм заменили черные брюки и серая куртка, белоснежную рубашку — темная футболка с камуфляжным принтом. Цензуре подверглась даже золоченая оправа очков — вместо нее на губернаторе оказалась прямоугольная черная оправа, которая тоже должна была приблизить его облик к народу. Но изменить речь оказалось не так просто.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Растерянная Россия Растерянная Россия

Первые результаты исследования идеальной России

Русский репортер
Борис Лукьянчук: «Знакомство с физикой дает человеку правильное ощущение «высоты планки» Борис Лукьянчук: «Знакомство с физикой дает человеку правильное ощущение «высоты планки»

Интервью с профессором Борисом Лукьянчуком о физике

Psychologies
Тягостная Мосгордума Тягостная Мосгордума

Откуда снова взялись массовые протесты

Русский репортер
Загадочная скульптура во дворе ЦРУ, текст на которой не могут расшифровать уже почти 30 лет Загадочная скульптура во дворе ЦРУ, текст на которой не могут расшифровать уже почти 30 лет

Загадка, над которой бьется уже второе поколение криптологов

Maxim
Постижение полярного пленэра Постижение полярного пленэра

Седьмой том «Энциклопедии освоения Севера» — «Строго на Север»

Дилетант
Москиты, пустота и буддизм: чего ждать от Бурятии Москиты, пустота и буддизм: чего ждать от Бурятии

С какими впечатлениями Артур Гранд вернулся из Бурятии

РБК
Антифашисты в немецких мундирах Антифашисты в немецких мундирах

Заговор против Гитлера окончился двойной неудачей

Дилетант
Кирилл Полухин: Кирилл Полухин:

Я бы с радостью сыграл физика-ядерщика или скрипача, но кто даст?

Караван историй
Индустрия лайков и скриншотов. Тина Канделаки о вызовах, которые нам бросает цифровая культура Индустрия лайков и скриншотов. Тина Канделаки о вызовах, которые нам бросает цифровая культура

Как технологии создают вокруг нашей жизни и работы абсолютную прозрачность

Forbes
«Эксплуатация ребенка в ущерб его интересам»: прокуратура потребовала отобрать сына у участников акции 27 июля «Эксплуатация ребенка в ущерб его интересам»: прокуратура потребовала отобрать сына у участников акции 27 июля

На акции в центре Москвы родители передали годовалого ребенка другому человеку

Forbes
Близок час растраты: куда приведет Россию использование средств из Фонда национального благосостояния Близок час растраты: куда приведет Россию использование средств из Фонда национального благосостояния

В 2020 году ликвидная часть ФНБ достигнет 7% ВВП

Forbes
«Мне не по душе снос гостиницы «Россия»: голландский архитектор о том, как похорошела Москва за последние 10 лет «Мне не по душе снос гостиницы «Россия»: голландский архитектор о том, как похорошела Москва за последние 10 лет

Что не так с российскими аэропортами и парком «Зарядье?

Forbes
Что делать на Ибице Что делать на Ибице

Где жить, что есть и с кем танцевать на самом модном курорте Европы

Cosmopolitan
Подключаем одну антенну к двум телевизорам: пошаговая инструкция разводки Подключаем одну антенну к двум телевизорам: пошаговая инструкция разводки

Делим эфирное телевещание с одной антенны на два телевизора

CHIP
Артем Ткаченко: «Я – мягкий и любящий!» Артем Ткаченко: «Я – мягкий и любящий!»

Актер Артем Ткаченко рассказал, почему дружит с бывшими женами

StarHit
Volkswagen затеял глобальную перестройку. Что ждет компанию? Volkswagen затеял глобальную перестройку. Что ждет компанию?

Бренд стоит на пороге самых масштабных изменений в истории

РБК
История создания топсайдеров — яхтенных туфель История создания топсайдеров — яхтенных туфель

Esquire рассказывает историю яхтенных туфель и советует десять классных пар

Esquire
10 фактов: как выжить при нападении акулы 10 фактов: как выжить при нападении акулы

Среди всех известных хищников акулы имеют репутацию самых жестоких

Популярная механика
Русский монгол Русский монгол

Его называют одним из самых известных современных импрессионистов

Караван историй
Надежда Оболенцева и Резо Гигинеишвили: «Любовь – это принятие, понимание и прощение» Надежда Оболенцева и Резо Гигинеишвили: «Любовь – это принятие, понимание и прощение»

Зачем люди женятся и есть ли в браке личное пространство

Grazia
«Милые и отзывчивые». Почему большинство виртуальных помощников — женского пола «Милые и отзывчивые». Почему большинство виртуальных помощников — женского пола

Самые известные голосовые помощники в мире имеют женские голоса и имена

Forbes
Тест видеокарты Zotac Gaming GeForce RTX 2060 Super Mini Тест видеокарты Zotac Gaming GeForce RTX 2060 Super Mini

Делимся результатами тестирования народной модели RTX 2060 Super

CHIP
10 полезных функций Viber, о которых вы не догадываетесь 10 полезных функций Viber, о которых вы не догадываетесь

Рассказываем об интересных функциях Viber

CHIP
Тиньков соскочил. Как банкир три раза сорвал крупнейшую сделку на рынке офисной недвижимости Тиньков соскочил. Как банкир три раза сорвал крупнейшую сделку на рынке офисной недвижимости

Олег Тиньков уже третий раз срывает сделку с партнерами-девелоперами

Forbes
12 финалистов «Большой книги» — о чтении этим летом 12 финалистов «Большой книги» — о чтении этим летом

Лауреатов национальной литературной премии «Большая книга» определяют читатели

РБК
«Удар под дых»: 7 способов поддержать себя, узнав плохие новости «Удар под дых»: 7 способов поддержать себя, узнав плохие новости

Рекомендации, которые могут оказаться полезными в трудный момент

Psychologies
Долой серость Долой серость

Дарья Майер оформила квартиру в Санкт‑Петербурге, избегая серого цвета

AD
Лишнее высшее Лишнее высшее

Высшее образование перестало быть конкурентным преимуществом при трудоустройстве

Огонёк
Звездный состав Звездный состав

Узнали у бьюти-экспертов, за какими ингредиентами будущее уходовой косметики

Glamour
Креативный директор Montblanc — о винтаже, аутентичности и часах «1858» Креативный директор Montblanc — о винтаже, аутентичности и часах «1858»

У Заима Камаля, креативного директора Montblanc, непростая задача

РБК
Открыть в приложении