Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

С широко закрытыми глазами

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Закрой мне глаза. Режиссер — Анна Абалихина Пермь, Частная филармония «Триумф». Для людей, для интеллектуалов

В Перми больше нет счастья — по крайней мере, до лета. В арт-объекте неизвестный заменил слово «счастье» на «смерть», и новые буквы сняли — от греха подальше. Дирижер Теодор Курентзис, еще один символ Перми, прямо сейчас репетирует в Москве. И все-таки в Перми — нашествие театральных критиков.

Критика приехала в Частную филармонию «Триумф» — долгое время здесь был знаменитый кинотеатр, затем бар и пиццерия, а пару лет назад, не без благословения Курентзиса, отметившего акустику этого места, появилась камерная площадка — идеальное место для исполнения произведений, требующих камерности и интимности.

«Закрой мне глаза / Любимыми руками так / Чтобы все мои страдания / Под руками твоими утихли».

Строчки из песни Альбана Берга (а еще — Малера, Пуленка, Равеля, Шуберта и других композиторов) проецируются на кирпичную кладку старого здания. Солисты Пермской оперы (Наталья Кириллова, Наталья Буклага, Сергей Годин, Константин Сучков) и шесть перформеров — в квадрате внутри зрительских рядов. Среди перформеров бывший солист балета Евгения Панфилова, актер Театра-Театра, девушка, танцующая хип-хоп — куда уж дальше от Берга. По крайней мере, мне почему-то так кажется. Кажется, что они так же далеки от этой музыки, как и я сама. Слишком высокими кажутся котурны, на которых оказалась эта лирика за последние сто лет. Но перформеры ведут меня к ней, и оказывается, что там — разбитые надежды, поиски покоя, попытки преодолеть тоску. Их движения — путешествие в зону интимности камерного пения прошлого и позапрошлых веков, в пространство чувственности этой музыки, кажущейся закрытой от зрителя сегодняшнего. Не танец, а поиск себя в этой лирике, контакта с ней, а значит, и со зрителем.

Официальное название совместной арт-лаборатории фестиваля-школы современного искусства «Территория», Пермского оперного и компании «Сибур» — «Театр оперы как балет». Режиссер и хореограф Анна Абалихина — один из авторов, в частности, «Страстей по Мартену» в мартеновском цеху Выксунского металлургического завода, где перформанс ознаменовал прощание с прошлой жизнью завода и позволил краем глаза заглянуть в будущее.

В Перми Абалихина и второй куратор, драматург Илья Кухаренко, предложили соединить вроде бы несоединимое — консервативность оперного исполнения и открытость современной хореографии, стереть границы. Получился маршрут не только к этой музыке, но и к себе в пределах музыки. И в этот момент встречи счастье оказывалось не за горами, а внутри.

«Ельцин Центр» на гастролях

Москва, Боярские палаты

01/12-04/12

Для интеллектуалов, для людей

Театральная платформа «Ельцин Центра» — одна из точек притяжения для любителей современного театра и новой драмы на Урале. На гастролях покажут спектакль — сценическое кино режиссера Николая Русского «Шпаликов», псевдодокументальный спектакль Семена Серзина «Летели качели», отсылающий к творчеству Летова, и «Колымские рассказы» Алексея Забегина. Последняя постановка заслуживает отдельного внимания не только потому, что в прошлом году была частью программы «Маска плюс» «Золотой Маски». Жуткий текст Шаламова представлен в обрамлении звуков, издаваемых различными предметами, на которых играет музыкант и актриса Лиза Неволина. Акустический эффект кажется невозможным для тех, кто хоть раз был на Колыме. Ровно так же звучит ветер, который гуляет по «Маске скорби» Эрнста Неизвестного — посвященному жертвам репрессий мемориалу, что установлен недалеко от Магадана.

Парасомнии

Режиссер Вера Мартынов

Москва, Электротеатр Станиславский

21/11-23/11

Для интеллектуалов

Известный театральный художник Вера Мартынов ставит мюзикл-штрих на текст Станислава Львовского «Советские застольные песни», а за музыкальную часть проекта отвечает композитор Дмитрий Курляндский. Говорят, что определять движения и действия артисток на сцене будут их реконструированные воспоминания. Да, парасомнии — двигательные и поведенческие феномены, возникающие во сне.

Считалка

Режиссер Евгения Беркович

Москва, Боярские палаты

23/11

Для людей

Ученица Кирилла Серебренникова поставила страшный и нежный спектакль о грузино-абхазском конфликте по одноименной повести Тамты Мелашвили. В грузинской деревне начала девяностых остались только старики, женщины и дети — они ждут, когда откроют «коридор». В центре — история двух подружек, Нинцо и Кнопки, которые как трава сквозь асфальт растут на фоне этого ожидания. Аппликация еды во всю стену — с войлочными хинкали, костюмы с блошиного рынка, страшные куклы, отсылающие к Пиросмани, многоголосие женских голосов (в спектакле играют только актрисы) складываются в историю, где постоянно примеряют смерть — на себя и других, и даже в таких обстоятельствах остаются людьми.

52

Режиссер и композитор — Александр Маноцков

Санкт-Петербург, БДТ им. Г. А. Товстоногова

18.11

Для людей, для интеллектуалов

«52» композитор Александр Маноцков, автор музыки к «Грозе» Андрея Могучего и «Мертвым душам» Кирилла Серебренникова, написал на основе произведения концептуалиста Льва Рубинштейна. 52 фрагмента текста «Все дальше и дальше» отражены в 52 музыкальных эпизодах оперы. Спектакль анализирует человеческую жизнь, применяя к ней универсальную музыкально-математическую формулу.

«Опера — это и есть “нормальный театр”, и появление оперных работ в современном драматическом театре — шаг естественный», — говорит о новой работе Александр Маноцков.

Фотографии: Никита Чунтомов; Театр ПТТ; Вадим Балакин; Анастасия Брюханова, Стас Левшин/bdt.spb.ru; Олимпия Орлова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рефлекс Рефлекс

Георгий Васильев о том, почему он вошел в зал «Норд-Оста» во время теракта

Русский репортер
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Простыня и искусство Простыня и искусство

Текстиль как новый модный материал

Weekend
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Седан XPeng P7 сжег мосты консервативного дизайна: самый смелый рестайлинг в истории китайского автопрома Седан XPeng P7 сжег мосты консервативного дизайна: самый смелый рестайлинг в истории китайского автопрома

Готов ли рынок к седану, который выглядит как артефакт из будущего?

ТехИнсайдер
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс» Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс»

Основатель «Ниндзя Гудс» — про ошибки, которые могли погубить его стартап

Inc.
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Короткая ответственность Короткая ответственность

Почему короткие страховки ОСАГО остаются непопулярными?

Ведомости
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
«Меняются материалы, а круг образов всегда один» «Меняются материалы, а круг образов всегда один»

Художник Борис Кочейшвили — о том, что рай — это состояние

Weekend
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
Сбежать от рутины Сбежать от рутины

С потеплением всё больше людей сбегают от забот — в прямом и переносном смысле

Отдых в России
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Открыть в приложении