Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

С широко закрытыми глазами

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Закрой мне глаза. Режиссер — Анна Абалихина Пермь, Частная филармония «Триумф». Для людей, для интеллектуалов

В Перми больше нет счастья — по крайней мере, до лета. В арт-объекте неизвестный заменил слово «счастье» на «смерть», и новые буквы сняли — от греха подальше. Дирижер Теодор Курентзис, еще один символ Перми, прямо сейчас репетирует в Москве. И все-таки в Перми — нашествие театральных критиков.

Критика приехала в Частную филармонию «Триумф» — долгое время здесь был знаменитый кинотеатр, затем бар и пиццерия, а пару лет назад, не без благословения Курентзиса, отметившего акустику этого места, появилась камерная площадка — идеальное место для исполнения произведений, требующих камерности и интимности.

«Закрой мне глаза / Любимыми руками так / Чтобы все мои страдания / Под руками твоими утихли».

Строчки из песни Альбана Берга (а еще — Малера, Пуленка, Равеля, Шуберта и других композиторов) проецируются на кирпичную кладку старого здания. Солисты Пермской оперы (Наталья Кириллова, Наталья Буклага, Сергей Годин, Константин Сучков) и шесть перформеров — в квадрате внутри зрительских рядов. Среди перформеров бывший солист балета Евгения Панфилова, актер Театра-Театра, девушка, танцующая хип-хоп — куда уж дальше от Берга. По крайней мере, мне почему-то так кажется. Кажется, что они так же далеки от этой музыки, как и я сама. Слишком высокими кажутся котурны, на которых оказалась эта лирика за последние сто лет. Но перформеры ведут меня к ней, и оказывается, что там — разбитые надежды, поиски покоя, попытки преодолеть тоску. Их движения — путешествие в зону интимности камерного пения прошлого и позапрошлых веков, в пространство чувственности этой музыки, кажущейся закрытой от зрителя сегодняшнего. Не танец, а поиск себя в этой лирике, контакта с ней, а значит, и со зрителем.

Официальное название совместной арт-лаборатории фестиваля-школы современного искусства «Территория», Пермского оперного и компании «Сибур» — «Театр оперы как балет». Режиссер и хореограф Анна Абалихина — один из авторов, в частности, «Страстей по Мартену» в мартеновском цеху Выксунского металлургического завода, где перформанс ознаменовал прощание с прошлой жизнью завода и позволил краем глаза заглянуть в будущее.

В Перми Абалихина и второй куратор, драматург Илья Кухаренко, предложили соединить вроде бы несоединимое — консервативность оперного исполнения и открытость современной хореографии, стереть границы. Получился маршрут не только к этой музыке, но и к себе в пределах музыки. И в этот момент встречи счастье оказывалось не за горами, а внутри.

«Ельцин Центр» на гастролях

Москва, Боярские палаты

01/12-04/12

Для интеллектуалов, для людей

Театральная платформа «Ельцин Центра» — одна из точек притяжения для любителей современного театра и новой драмы на Урале. На гастролях покажут спектакль — сценическое кино режиссера Николая Русского «Шпаликов», псевдодокументальный спектакль Семена Серзина «Летели качели», отсылающий к творчеству Летова, и «Колымские рассказы» Алексея Забегина. Последняя постановка заслуживает отдельного внимания не только потому, что в прошлом году была частью программы «Маска плюс» «Золотой Маски». Жуткий текст Шаламова представлен в обрамлении звуков, издаваемых различными предметами, на которых играет музыкант и актриса Лиза Неволина. Акустический эффект кажется невозможным для тех, кто хоть раз был на Колыме. Ровно так же звучит ветер, который гуляет по «Маске скорби» Эрнста Неизвестного — посвященному жертвам репрессий мемориалу, что установлен недалеко от Магадана.

Парасомнии

Режиссер Вера Мартынов

Москва, Электротеатр Станиславский

21/11-23/11

Для интеллектуалов

Известный театральный художник Вера Мартынов ставит мюзикл-штрих на текст Станислава Львовского «Советские застольные песни», а за музыкальную часть проекта отвечает композитор Дмитрий Курляндский. Говорят, что определять движения и действия артисток на сцене будут их реконструированные воспоминания. Да, парасомнии — двигательные и поведенческие феномены, возникающие во сне.

Считалка

Режиссер Евгения Беркович

Москва, Боярские палаты

23/11

Для людей

Ученица Кирилла Серебренникова поставила страшный и нежный спектакль о грузино-абхазском конфликте по одноименной повести Тамты Мелашвили. В грузинской деревне начала девяностых остались только старики, женщины и дети — они ждут, когда откроют «коридор». В центре — история двух подружек, Нинцо и Кнопки, которые как трава сквозь асфальт растут на фоне этого ожидания. Аппликация еды во всю стену — с войлочными хинкали, костюмы с блошиного рынка, страшные куклы, отсылающие к Пиросмани, многоголосие женских голосов (в спектакле играют только актрисы) складываются в историю, где постоянно примеряют смерть — на себя и других, и даже в таких обстоятельствах остаются людьми.

52

Режиссер и композитор — Александр Маноцков

Санкт-Петербург, БДТ им. Г. А. Товстоногова

18.11

Для людей, для интеллектуалов

«52» композитор Александр Маноцков, автор музыки к «Грозе» Андрея Могучего и «Мертвым душам» Кирилла Серебренникова, написал на основе произведения концептуалиста Льва Рубинштейна. 52 фрагмента текста «Все дальше и дальше» отражены в 52 музыкальных эпизодах оперы. Спектакль анализирует человеческую жизнь, применяя к ней универсальную музыкально-математическую формулу.

«Опера — это и есть “нормальный театр”, и появление оперных работ в современном драматическом театре — шаг естественный», — говорит о новой работе Александр Маноцков.

Фотографии: Никита Чунтомов; Театр ПТТ; Вадим Балакин; Анастасия Брюханова, Стас Левшин/bdt.spb.ru; Олимпия Орлова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правительство цифровизации Правительство цифровизации

Будет ли в госполитике место живому человеку

Русский репортер
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
Лингвистические фантомы Лингвистические фантомы

Как в русском языке появляются псевдоанглицизмы

Наука и жизнь
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Зеленый дракон Зеленый дракон

Как Китаю удалось пройти путь от «угольной коптилки» до лидера энергоперехода

ТехИнсайдер
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Александр Дашевский и Рубен Монахов Александр Дашевский и Рубен Монахов

Беседа с художниками, которые открыли artist-run space НеНеМу

Собака.ru
Петербургские визитки Петербургские визитки

Малоизвестные факты о слишком хорошо известных местах

Weekend
Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

Forbes
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу

Из 34,5 миллиона мобилизованных в годы войны почти полмиллиона составили женщины

ФедералПресс
Токари без кодеров Токари без кодеров

Каких айтишников не хватает промышленности России?

Ведомости
Александра Гарт Александра Гарт

Имя Александры Гарт в искусстве не просто на слуху, а в самом топе

Собака.ru
«Это настоящий бизнес»: как миллиардерша Мишель Канг меняет женский футбол «Это настоящий бизнес»: как миллиардерша Мишель Канг меняет женский футбол

Как Мишель Канг добивается равенства женского футбола с мужским?

Forbes
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Он не смел поверить, что Биче исчезла навсегда. Его мир рухнул

Наука и жизнь
Алексей Учитель Алексей Учитель

Алексей Учитель уже снимает новый фильм с локальным колоритом

Собака.ru
Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания

Гомфотерии регулярно поедали плоды и участвовали в распространении семян

N+1
Павел Попов: «Самое главное в творчестве – уйти от эгоизма» Павел Попов: «Самое главное в творчестве – уйти от эгоизма»

Павел Попов: как его изменила новая роль и что дает артисту работа в кино

Ведомости
Хакеры против хакеров Хакеры против хакеров

Компании все чаще полагаются на стратегию результативной кибербезопасности

Ведомости
Искусственный коллега: как российские нейросети трансформировали бизнес и заменят ли людей алгоритмы Искусственный коллега: как российские нейросети трансформировали бизнес и заменят ли людей алгоритмы

ИИ-экспансия в бизнесе: чего ждать дальше и как подобрать для себя нужный сервис

Inc.
Увидеть и остаться Увидеть и остаться

Авторский интерьер в современном стиле

SALON-Interior
Максим Матвеев Максим Матвеев

Главный актер сериалов новой волны и всенародный краш Максим Матвеев

Собака.ru
«Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами «Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами

Отрывок из «Дневника невидимки» — романа о том, как оставаться собой

Forbes
Ольга Красько: «Я фаталист, верю, что все мое от меня не уйдет» Ольга Красько: «Я фаталист, верю, что все мое от меня не уйдет»

У каждого есть грехи, свои «тараканы», которые тебе кажутся очевидными

Караван историй
Время биться Время биться

Как прошел один из съемочных дней фильма про «Руссо-Балт»

Автопилот
Вижу сердцем Вижу сердцем

Кто такой тифлокомментатор и как освоить эту профессию

Лиза
Открыть в приложении