Недоверчивая Россия: как изменился информационный ландшафт страны
Российское общество привыкает жить на две информационные повестки: официальную и свою собственную
Социологи и медиа компании фиксируют двусмысленную ситуацию с поведением читателей новостей и телезрителей. С одной стороны, главное медиа — телевидение: 71% взрослого населения страны узнает там главные новости (заявляют о том, что не смотрят — 10%, данные ФОМ, январь 2019 г.). С другой — практически каждый второй гражданин использует сетевые ресурсы для получения «второго мнения» по ключевым событиям информационной повестки (44% называют ресурсы в Интернете основным источников информации, ФОМ, январь 2019 г.). Как возникло такое раздвоение медиа-потребления и чем оно грозит?
Купили бабушке смартфон
Самая простая версия объяснения происходящего: молодые не смотрят ТВ и таким образом выпадают из повестки традиционных медиа. С этим можно было бы согласиться, не имей мы свежих медиа-измерений: молодежь до 25 лет по-прежнему нет-нет, да и включит телевизор. Равно как и люди старшего возраста — аудитория 50+ — давно освоила Рунет, и сфера ее интересов лежит за пределами общения в «Одноклассниках».
Разгадка загадки кроется в качества медиа-потребления. В обществе растет критичность восприятия новостной повестки федеральных каналов. Люди не принимают на веру все ключевые тезисы новостных выпусков. И дело не только в истории с «кровавыми мальчиками» (скорее всего, детали того сюжета помнят немногие телезрители), а в том, что коммуникация идет сразу по нескольким каналам.
Другие новости
Второе качественное изменение — игнорирование официальной медиа-повестки. Это не спор и не попытка противостоять новостям федеральных телеканалов, а переход на те каналы коммуникации, где потребитель видит важные для себя новости. Эскапизм — не сознательная гражданская позиция телезрителей: это реакция на дефицит значимых для потребителя тем и сообщений и недоверие к информации. Сегодня только 36% зрителей новостей на федеральном ТВ доверяет услышанному и увиденному