Философия кайдзен: 5 шагов к совершенству
Бывает, полные энтузиазма, мы строим планы, но бросаем их выполнение на полпути. Довести задуманное до конца поможет японская методика кайдзен, принципы которой можно успешно применять как в бизнесе, так и в повседневной жизни.
Кайдзен — методика управления, которую начали применять на японских предприятиях после Второй мировой войны. Понятие состоит из слов «кай» (изменение) и «дзен» (хорошо) и означает непрерывное улучшение. Кайдзен обычно применяют как бизнес-стратегию. Но если рассматривать любое дело как проект, использовать эту методику можно и в повседневной жизни.
5S — пять принципов успеха
Важная часть философии кайдзен — система «пяти S», которая включает пять основных принципов работы.
- Seiri («сеири») — сортировка.
- Seiton («сеитон») — порядок, аккуратность, систематизация.
- Seiso («сеисо») — чистота.
- Seiketsu («сэикэцу») — стандартизация.
- Shitsuke («сицукэ») — дисциплина.
Ясные, простые и эффективные правила кайдзен можно применить к любому делу: организации рабочего дня, воплощению личного проекта или образу жизни в целом.
Шаг 1: сортировка
Отделите важное от второстепенного. Сосредоточьтесь на первом, а от второго откажитесь совсем или на время. Это касается любых идей, задач или планов.
Герои кинофильмов часто говорят: «Мне сейчас не до личной жизни, я хочу сосредоточиться на работе» или «Я достаточно времени посвятил(а) карьере, теперь хочу заняться семьей». Это разумно: мы не всегда можем успеть все, как бы этого ни хотелось. Здраво оценивать свои силы, расставлять приоритеты — полезный навык, который помогает сосредоточиться на том, что действительно важно.
Выработать его поможет также характерная для японских компаний концепция lean manufacturing («бережливое производство») и связанные с ней методологии гибкого управления — например, Kanban. Разработанная компанией Toyota, Kanban широко применяется как в Японии, так и на Западе. В России ее использует, в частности, бренд японских ресторанов «Тануки».