Кусочек свободы
В будущем не будет диет — их заменит концепция mindful eating. Бывший светский хроникер «Татлера» Алина Топалова — о том, как она научилась относиться к еде с пониманием.
Очень давно в какой-то книге мне встретился персонаж, которому нравилось, как девушка ест яблоко, отрезая дольку за долькой. Так красочно герой объяснял, почему это женственно, и столь ярко эта картинка предстала в моем воображении, что я в ту же секунду поклялась до конца своих дней не грызть яблоки, даже не приближаться к ним без ножа. Именно тогда я — неосознанно — ступила на путь «осознанного потребления еды», оно же mindful eating.
Много я на данную тему не думала — до 2017 года, когда записалась на семинар A‑Fest, который продвинутый стартап Mindvalley проводил на Ямайке. Там в окружении двухсот мегауспешных людей (программы Mindvalley стоят столько, что просто успешные на них не ездят) я впервые пережила за ужином медитацию осознанного питания. Для окружающих это была нормальная, уже привычная практика, а для меня она перевернула весь мир. Заставила размышлять, что лежит на тарелке, почему и как оно там оказалось.
Mindful eating — самый важный из появившихся в прошлом году фуд-трендов, по мнению американского Forbes. Ему следует совет директоров Google, с его помощью старается следить за фигурой Опра Уинфри. Тренд в разгаре, а вы еще даже и не начинали есть осознанно? Давайте скорее запрыгивайте в этот несущийся поезд. Предсказываю, что он не остановится никогда — людям все больше нравится обдумывать каждый свой шаг и вдох, не то что съеденный кусок.
Началось все с резко вспыхнувшей моды на медитацию. Пять лет назад ее практиковали только «странные», два года назад — продвинутые, а нынче — каждый, кто считает себя приличным современным человеком.
Осознанное питание пришло следом. Что совершенно логично, ведь у человека как организма две базовые потребности — еда и сон. Взяв в привычку медитировать в конце дня, сон мы себе таким образом более или менее наладили. Пришла пора приниматься за еду.
Прелесть в том, что это не диета, не ограниченный набор продуктов, а потому концепция подходит всем без исключения. Не существует противопоказаний, не бывает аллергических реакций. Другое дело, что к концепции надо прийти и сделать ее своей на веки вечные. Выработка крепкой привычки займет немало времени — придется пройти шесть этапов.
Прежде всего придется разобраться, зачем вам это нужно. В качестве главного аргумента обычно приводят то, что так естественнее. Ребенок, если не мучить его режимом и родительскими диетическими концепциями, примерно лет до пяти будет питаться осознанно. Малыш знает, когда голоден, и недвусмысленно сообщает об этом маме. Если не голоден — не просит и не ест. Как звери в дикой природе.
Но трудно так воспитывать ребенка дольше, чем до пяти лет, — у цивилизации тоже есть на него права. Начинается школа, где все едят в определенное время, хотят они того или нет. Вырабатывается рефлекс кормиться по часам, и малыш постепенно забывает, каково это — слышать свой организм и следовать его желаниям. К подростковому возрасту мы уже живем сложившимися пищевыми привычками.
Взрослым еще труднее: они все время бегут и опаздывают. Им надо «еще вчера», а потому жить будем быстрее. Нет, еще быстрее. Едят на ходу или на рабочей встрече, чтобы не терять время зря. Меня, например, на долгих девять лет выбросил за борт корабля осознанного питания бестселлер о нетворкинге «Никогда не ешьте в одиночку» — книжка потребовала все завтраки, обеды и ужины совмещать с важными встречами. Кроме этой вышедшей из моды книжки были и другие причины бездумно метать в себя продукты. Например, широко практикуемое несознательными личностями «заедание проблем».