В Москве прошел первый Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд»

Русский репортерСобытия

Ника Пархомовская: «Мы выводим “особых” людей на сцену и направляем на них театральные фонари»

Анна Рыжкова. Фотографии: Дарья Хрипач; Владимир Аверин

В Москве прошел первый Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд». Это 12 спектаклей и 10 мастер-классов, в которых участвуют непрофессиональные актеры с разным социальным опытом, люди с ментальными особенностями, слепоглухие, дети-сироты… и зрители. Критик, куратор и креативный продюсер фестиваля Ника Пархомовская рассказала «РР», как театр помогает сделать «невидимых людей» видимыми и почему это работа не только по социализации не актеров на сцене, но и самого себя.

Почему у фестиваля такая приставка — «форум»?

Мы заложили в эту приставку несколько смыслов. Во-первых, известный режиссер Аугусту Боал назвал форум-театром изобретенный им метод работы, когда зритель может вмешаться в сюжет и в буквальном смысле сочинить другой финал. Он создал «театр угнетенных» — тех, кто не может изменить какие-то вещи в общественном устройстве или собственной жизни, но может повлиять на ход разыгрываемой истории. Во-вторых, форум еще со времен Древнего Рима — это такая структура, в которой можно разговаривать и добиваться консенсуса среди людей, изначально не настроенных на диалог. Даже архитектурно форум похож на амфитеатр, где формально есть иерархия, но на самом деле услышать можно каждого. Если обобщать, то наш слоган — «сделать невидимых людей видимыми». Мы пробуем так направить театральные ф онари, чтобы были очевидны не только социальные маркеры и особенности, но прежде всего творческий потенциал и самость каждого участника действия.

На каких людей направлены эти «фонари»?

В нашей программе есть спектакль, в котором участвуют дети-сироты. Есть спектакли с участием слепоглухих и слабовидящих, пожилых и бездомных. Есть спектакли тактильные, которые ориентированы на обычного зрителя, на время погружающегося в темноту и как бы лишающегося зрения. Французская актриса и антрополог Элен Мале помогала ребятам с расстройством аутистического спектра, вспоминать истории своего детства и вместе рассказывать их со сцены — это проект «Фабрика историй». Очень важный спектакль — « Магазин», про мигрантов и рабство; в нем участвуют всего две актрисы. Спектакль вызвал дискуссию, потому что даже «продвинутые пользователи» привыкли ассоциировать социальный театр с инклюзивным, и когда они увидели на сцене двух профессиональных актрис, без всяких особенностей здоровья, это породило много вопросов. Но мы всей фестивальной программой показываем, что социальный театр гораздо шире инклюзивного, и выводим на сцену представителей самых разных социальных групп.

Получается, что социальный театр — это не столько темы, которые затрагиваются в сценариях, сколько люди, которые выходят на сцену?

Сюжеты тоже, безусловно, важны. Но на фестивале мы особое внимание уделяем взаимодействию: если мы смотрим спектакль с участием заключенных и понимаем, что теперь мы меньше их боимся то, на мой взгляд, достигается нужный социальный эффект. Через привлечение людей с инвалидностью к творчеству мы хотим не просто заострить внимание на том, что они существуют, а провести работу по социализации — не только артистов, но и самих себя. Отчасти мы действительно себя проверяем: насколько нас удивляет слепоглухой актер в главной роли или драматург с ментальными особенностями?

А имеет значение, кто в зрительном зале?

Для меня важно, чтобы инклюзия была не только на сцене, но и в зале, поэтому лично меня очень радует, когда среди зрителей есть люди с ограниченной мобильностью, люди с ментальными особенностями, незрячие, слепоглухие. Потому что когда только зрячие и слышащие цисгендерные белые мужчины смотрят на людей с инвалидностью, которые в это время играют на сцене, для меня это не совсем честная игра, очень часто превращающаяся в акт благотворительности. Нужно наконец понять, что, делая социальный театр, мы в первую очередь оказываем помощь не кому-то, а самим себе и тем самым меняем свое отношение к базовым, но непростым для восприятия вещам. Учимся осознавать собственные страхи, боремся с предубеждениями.

Вы сталкиваетесь с тем, что зритель, воспринимая театр с непрофессиональными актерами как благотворительность, не идет на постановку из-за своих предубеждений?

Да, конечно. Но это связано прежде всего с тем, что у людей есть страх прямого контакта, им страшно менять привычную оптику, настраивать ее по-другому. Когда человек в коляске выходит на сцену и ему аплодируют больше остальных, это и есть проявление нетолерантности. Если мы воспринимаем театр как искусство и хлопаем вне зависимости от того, есть у актера так называемые особенности здоровья или нет, тогда у нас все в порядке с предубеждениями — то есть их нет и мы находимся на новом уровне развития.

Сделать фестиваль бесплатным было вашим принципиальным решением? С чем это связано?

Мы сделали его бесплатным не потому, что боялись не продать билеты. Это форум-фестиваль с интенсивной образовательной программой — у нас были занятия по инклюзивному танцу со швейцарскими специалистами Юргом Кохом и Корнелией Юнго, которая сама передвигается на коляске; мастер-класс по плейбэк-театру с Марией Машиной и Инной Розовой; занятие по кинотанцу с Диной Верютиной и по анимации с Владимиром Авериным; артдиректор Центра имени Мейерхольда Елена Ковальская с помощью конструктора «лего» учила создавать коллаборации и вступать в творческие союзы, а директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум рассказывала об организации театрального дела в России. Нам хотелось, чтобы участники фестиваля, которых было в общей сложности более 250, не только ходили на тренинги и общались друг с другом в свободной обстановке, но и посмотрели как можно больше спектаклей. А если кто-то смотрит постановки бесплатно, странно и несправедливо пускать остальных за деньги. При этом, вопреки прогнозам и статистике, до нас дошли почти все 100% зрителей — это удивительно по меркам Москвы, когда по регистрации обычно приходит не больше половины.

Социальный театр ставит перед собой задачу решить какие-то конкретные социальные проблемы?

Я вчера смотрела спектакль « Магазин» и думала про фильм «Айка» Сергея Дворцевого. Это очень похожие истории. Но ведь фильм не заставляет нас пойти и приютить мигрантку из Средней Азии или усыновить ребенка, а заставляет задуматься о том, что рядом с нами живут люди, которые ведут совершенно иной образ жизни, чем мы, а мы настолько погружены в собственные дела, что ничего не замечаем. Я думаю, социальный театр не должен никого лечить, тем более вылечивать — он нужен не для социальных изменений снаружи, а для социальных изменений внутри нас.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Святой Людовик и Бани Святой Людовик и Бани

На портрете адмирала графа Гейдена изображен совершенно другой человек

Дилетант
Балканская мечта Балканская мечта

Говорят, что туристы, впервые увидев Белград, влюбляются в него сразу

Лиза
Загадки невесты Ильича Загадки невесты Ильича

В своей бурной жизни Надежда Петровская успела побывать даже невестой Ленина

Дилетант
Как футбол меняет жизни: рассказывают Кепа Аррисабалага, а также российские футболисты Как футбол меняет жизни: рассказывают Кепа Аррисабалага, а также российские футболисты

Футбол — это не просто спорт, он способен изменить жизнь

Esquire
Человек, который умел считать Человек, который умел считать

Кто знает, как сложилась бы история Америки, если бы не Джордж Вашингтон

Дилетант
Брайан Стивенсон: Звонок за ваш счет. Отрывок из книги Брайан Стивенсон: Звонок за ваш счет. Отрывок из книги

Все подзащитные Стивенсона — заключенные, приговоренные к смертной казни

СНОБ
Тимоти Шаламе: «Главное – оставаться самим собой» Тимоти Шаламе: «Главное – оставаться самим собой»

Тимоти Шаламе – о взрослении, актерских принципах и ностальгии

Cosmopolitan
«В странах СНГ не принято рассматривать благотворительность как бизнес-задачу»: основатель фонда «Таблеточки» о том, как сделать помощь людям эффективной «В странах СНГ не принято рассматривать благотворительность как бизнес-задачу»: основатель фонда «Таблеточки» о том, как сделать помощь людям эффективной

Интервью с Ольгой Кудиненко — учредителем благотворительного фонда «Таблеточки»

Forbes
Новый вызов для миллениалов. Итоги мозгового штурма Новый вызов для миллениалов. Итоги мозгового штурма

Что делать, если вы или ваш ребенок лежит на диване и ничего не хочет делать?

СНОБ
Джуд Лоу. Воскрешение Джуд Лоу. Воскрешение

Джуд Лоу за двадцать пять лет актерской карьеры доказал, что может все

Караван историй
Время вирусов: как не заболеть этой зимой? Время вирусов: как не заболеть этой зимой?

Что на самом деле можно сделать, чтобы защитить себя от вирусов

Домашний Очаг
Мультиметры для дома: лучшие модели с минимальной погрешностью Мультиметры для дома: лучшие модели с минимальной погрешностью

Мультиметр – полезный прибор для тех, кто так или иначе занимается электрикой

CHIP
Прощание с «грязными деньгами»: кого лишат кипрского гражданства Прощание с «грязными деньгами»: кого лишат кипрского гражданства

Кипр начал процедуру лишения гражданства иностранцев

Forbes
От «Паразитов» до «Лобстера»: 10 главных фильмов о (не)справедливости От «Паразитов» до «Лобстера»: 10 главных фильмов о (не)справедливости

Самая справедливая подборка фильмов от Forbes Life

Forbes
7 фильмов, которые заставили людей убегать из кинотеатра 7 фильмов, которые заставили людей убегать из кинотеатра

А вам когда-нибудь приходилось выбегать из кинотеатра

РБК
«Пивная открывалка» в честь Великой Победы. Как война памятников сближает Россию и Польшу «Пивная открывалка» в честь Великой Победы. Как война памятников сближает Россию и Польшу

Установка памятников как утверждение консервативной воли

СНОБ
Эвакуация детей из Испании в СССР Эвакуация детей из Испании в СССР

С Пиренейского полуострова увезли тысячи детей для спасения от гражданской войны

Дилетант
Как удлинить рукава, чтобы было тепло и стильно Как удлинить рукава, чтобы было тепло и стильно

Как самостоятельно удлинить рукава в домашних условиях

Cosmopolitan
#инструктаж: как выбрать текстиль для дома #инструктаж: как выбрать текстиль для дома

На что обратить внимание при выборе полотенец, постельного белья и скатертей

РБК
Переплачивать не обязательно: как подобрать домашний роутер Переплачивать не обязательно: как подобрать домашний роутер

В наши дни сложно представить себе квартиру, в которой не было бы интернета

Популярная механика
Миллиардер, работающий 24 часа в сутки: как владелец Louis Vuitton создал состояние в $100 млрд Миллиардер, работающий 24 часа в сутки: как владелец Louis Vuitton создал состояние в $100 млрд

Как Бернару Арно удалось построить модную империю, ставшую символом роскоши

Forbes
Броско, но эффективно Броско, но эффективно

Дерзкое, зрелищное пространство для молодого банкира

SALON-Interior
Ускользающая красота: как сохранить цветы в вазе подольше Ускользающая красота: как сохранить цветы в вазе подольше

Как продлить растениям жизнь, если с клумбы их переселили в вазу

Cosmopolitan
Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе? Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе?

Откуда у мужчин эта причудливая фиксация на анальном сексе

Cosmopolitan
Лиза Ко Лиза Ко

Фрагмент из первой главы романа «Беспокойные» Лизы Ко

Esquire
Они существуют! Они существуют!

Почему одни женщины испытывают пять оргазмов за четверть часа, а ты – за год?

Cosmopolitan
Родительский контроль на iPhone: настройка для новых и старых моделей Родительский контроль на iPhone: настройка для новых и старых моделей

Рассказываем, как установить родительский контроль на айфоне

CHIP
Триллионы на кону: почему миллиардер Аркадий Ротенберг передумал покидать большую стройку после Крымского моста Триллионы на кону: почему миллиардер Аркадий Ротенберг передумал покидать большую стройку после Крымского моста

Аркадий Ротенберг называл Крымский мост своим последним крупным проектом

Forbes
Заплатите за нематериальное. Чем грозит бизнесу новая атака на офшоры Заплатите за нематериальное. Чем грозит бизнесу новая атака на офшоры

Тренд по борьбе с выводом нематериальных активов в офшоры набирает обороты

Forbes
Сила есть Сила есть

Создание одной из самых успешных франшиз без магии, вероятно, не обошлось

Вокруг света
Открыть в приложении