Создание одной из самых успешных франшиз без магии, вероятно, не обошлось

Вокруг светаСобытия

Сила есть

Когда Джордж Лукас, изобретая спецэффекты для фантастического фильма, создавал одну из самых успешных кинофраншиз в истории, без магии, вероятно, не обошлось

Текст Мария Медянкина

Джордж Лукас и шагоход AT-AT из «Эпизода V: Империя наносит ответный удар». 1980 год

Джордж Лукас всегда мечтал снять космооперу, но когда в 1970-е годы молодой режиссер предлагал голливудским киностудиям наброски сценария «Звездных войн», ему отказывали одна за другой. Не только потому, что фантастический фильм такого рода казался несвоевременным. Для воплощения эпической задумки требовались по-настоящему впечатляющие визуальные эффекты. Публика была уже в те годы взыскательной к их качеству, а технологий, чтобы это качество обеспечить, существовало мало, стоили они дорого. Когда Лукасу решила дать шанс киностудия XX Century Fox, режиссеру пришлось основать собственную компанию по производству визуальных эффектов, Industrial Light and Magic, поскольку студия распустила все отделы, специализировавшиеся на них. Часть сотрудников ILM никогда прежде не работала в кино; многие технологии пришлось изобретать и опробовать прямо в процессе, с трудом укладываясь во внушительный для того времени бюджет, выросший с 8 до 11 миллионов долларов. Съемки выбивались из графика, актеры не верили в успех проекта, считая, что играют в низкопробном кино. Однако фильм, вышедший на экраны 25 мая 1977 года, имел бешеный успех. Люди за несколько дней занимали очередь за билетами; фирма, производившая сувенирную продукцию к нему, не справлялась с количеством заказов. Первый фильм «Звездных войн», впоследствии получивший название «Эпизод IV: Новая надежда», был награжден семью «Оскарами». Картина установила рекорд по сборам, что позволило Лукасу сдержать данное самому себе обещание снять целую трилогию. И тогда режиссер, уже в роли исполнительного продюсера, и его команда продолжили отчаянные эксперименты на съемочной площадке.

Пространство: В далекой галактике

В 1970-е уже существовала технология хромакей, когда сцены снимались в студии на однотонном фоне, а потом совмещались с нужным изображением с помощью оптического принтера, сочетавшего функции камеры и проектора. Фон мог быть синим или зеленым; первый тогда использовался чаще, на нем снимали и оригинальную трилогию «Звездных войн». Что было революцией Лукаса и сотрудников ILM, так это разработка компьютерной технологии motion control, «контроля движения». Суть ее в том, чтобы запрограммировать камеру много раз повторять одно и то же движение с той же скоростью. Процессор для этого сотрудникам пришлось собирать самим: как выразился один из них в интервью, в те времена «компьютер нельзя было взять и купить в магазине». Статичные модели космических кораблей снимали в разнообразных ракурсах, создавая иллюзию полета, более правдоподобную, чем если бы двигалась не камера, а объект. К тому же стало возможно качественно совмещать в кадре снятые по отдельности предметы. Экспериментальная технология оправдала себя; motion control со временем стал использоваться повсеместно.

Модели кораблей представляли собой сложные конструкции с подвижными деталями. Некоторые из них дистанционно подрывались на съемках. Небесные тела для сцены погони в астероидном поле в «Эпизоде V» делали из пенопласта, обмазанного гипсом. Говорят, что среди них «затесалась» и обыкновенная картофелина.

1. Макет Звезды смерти на съемочной площадке 2. Макет астероида

Техника: Корабли и шагоходы

На производстве первой трилогии специалисты по созданию макетов трудились как целая фабрика. Для киновоплощения «Тысячелетнего сокола», корабля контрабандистов Хана Соло и Чубакки, например, требовалось сделать уменьшенные макеты, большой, занимавший один из павильонов в студии, а также декорацию-кабину, внутри которой снимали актеров. Эту кабину в ходе съемок полета «Сокола» собственноручно раскачивал Джордж Лукас. В лобовое стекло корабля актеры видели синий экран хромакея, на который потом накладывалось написанное красками реалистичное изображение Звезды смерти — космической крепости, уничтожавшей целые планеты. Объемные макеты Звезды смерти для фильма тоже сделали — и уменьшенный, и макет поверхности площадью в несколько квадратных метров. Последний частично взрывали в сценах налета повстанческих кораблей. Поврежденные фрагменты чинили, снимали дубли.

Так снимали сцену погони на спидербайках из «Эпизода VI»

В сцене из первого фильма, когда воин из межгалактического ордена рыцарей-джедаев Оби-Ван Кеноби пытается отключить луч, притягивающий корабль героев к Звезде смерти, кажется, что персонаж находится на краю глубокой пропасти. Между тем декорация, на которой стоял актер Алек Гиннесс, была лишь немного приподнята над полом, а бездонную шахту нарисовали вручную на стекле, чтобы придать глубины. Потом сцены с Оби-Ваном наложили на изображение шахты и получили эффектный эпизод.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Распилить все поровну Распилить все поровну

Мадагаскар – одна из беднейших стран в мире

Вокруг света
Прощание с «грязными деньгами»: кого лишат кипрского гражданства Прощание с «грязными деньгами»: кого лишат кипрского гражданства

Кипр начал процедуру лишения гражданства иностранцев

Forbes
«Убойный завод» начала нэпа «Убойный завод» начала нэпа

Василий Комаров - убийца, жертвами которого стали более 30 человек

Дилетант
Конец эры блогеров: крупные бренды уже заменили их на мемы при общении с поколением Z Конец эры блогеров: крупные бренды уже заменили их на мемы при общении с поколением Z

Крупные бренды от Uber до Netflix ищут способы завоевать внимание поколения Z

Forbes
Новогодние приключения Новогодние приключения

Зимние праздники - прекрасное время для путешествий на автомобиле всей семьей

Вокруг света
Блестящий маркетинг. Как заработать 2 млрд на косметике, которую рекламирует Ольга Бузова Блестящий маркетинг. Как заработать 2 млрд на косметике, которую рекламирует Ольга Бузова

Как бывший парикмахер и торговец мебелью основали косметическую компанию Miхit

Forbes
Добро с кулаками Добро с кулаками

Яркий, сексуальный альфа-самец, готовый встать на защиту любимой

Вокруг света
Бизнес-ангел Бизнес-ангел

Эдвард Нортон вложился в Uber и снимает фильм о человеке с синдромом Туретта

GQ
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
«Буржуазность подразумевает семейные ценности»: владелец бренда Malo о медленной моде «Буржуазность подразумевает семейные ценности»: владелец бренда Malo о медленной моде

Бастиан Марио Стангони о будущем кашемировой индустрии и переменчивой моде

Forbes
Места силы: 6 улетных точек на Земле Места силы: 6 улетных точек на Земле

Чтобы очутиться на чужой планете, совсем не обязательно покидать нашу

Вокруг света
«Близость к смерти — хорошее испытание». Людмила Улицкая о новой книге, женской дружбе и отношениях с возрастом «Близость к смерти — хорошее испытание». Людмила Улицкая о новой книге, женской дружбе и отношениях с возрастом

Людмила Улицкая о культе молодости и пограничном пространстве души

Forbes
Головное предприятие Головное предприятие

Лондонский Lock & Co. Hatters — старейший шляпный магазин в мире

Вокруг света
Кроссовер Lexus RX стал самым продаваемым премиум-автомобилем в 2019 году Кроссовер Lexus RX стал самым продаваемым премиум-автомобилем в 2019 году

Как японцы рискнули и создали самый популярный автомобиль премиум-класса

Esquire
Дети пустыни Дети пустыни

Кровные узы пустынников-берберов

Вокруг света
Porsche Cayenne Coupé Porsche Cayenne Coupé

Porsche всегда должен вызывать восторг

Playboy
На немецко-немецкой границе На немецко-немецкой границе

Берлинская стена - символ разделения Германии - рухнет под натиском перемен

Вокруг света
Кира Cорокина: Кира Cорокина:

Кира Сорокина – о сложностях на пути в большой бизнес и работе с южнокорейцами

Cosmopolitan
Короли Севера Короли Севера

«Вокруг света» собрал полотно из рассказов жителей и гостей столицы Заполярья

Вокруг света
Авто года 2019 Авто года 2019

Человечество продолжает совершенствовать главный транспорт планеты Земля

GQ
Десерт для патриота Десерт для патриота

В Америке тыквенный пирог в день благодарения — символ национальной идентичности

Вокруг света
Восток и его обитатели Восток и его обитатели

В озере Восток под ледовым щитом Антарктиды есть жизнь

Популярная механика
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
«Я умею побеждать и бюррократию, и коррупцию»: как помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова меняет жизнь республики «Я умею побеждать и бюррократию, и коррупцию»: как помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова меняет жизнь республики

Кто стоит за «урбанистической революцией» в Татарстане?

Forbes
Дружественные виды Дружественные виды

Вся жизнь — борьба, но есть в ней место и для сотрудничества

Вокруг света
Русские ереси Русские ереси

На Руси также были те, кого церковь не желала считать истинно верующими

Дилетант
Сокровища Урарту Сокровища Урарту

Четыре сокровища древнего Урарту

Вокруг света
Фитнес после перерыва Фитнес после перерыва

Сентябрь – самое удачное время, чтобы войти в фитнес-режим безболезненно

Худеем правильно
Рождение супердержавы Рождение супердержавы

Всего за сто лет Литва стала крупнейшим государством Европы

Дилетант
Инновации в молоке Инновации в молоке

Российский рынок молочной продукции продолжает перестраиваться

РБК
Открыть в приложении