Кошмары снятся, чтобы нам помочь
Мы подвергаемся нападению, не можем двинуть ни рукой, ни ногой или падаем в кромешной пустоте — такие тревожные сценарии ночных сновидений могут возникать у нас в сложные периоды жизни, в моменты испытаний. Однако даже дурные сны, отражающие наши драмы и внутренние конфликты, могут оказаться надежными проводниками к свету
«Я нахожусь в каком-то странном здании, напоминающем заброшенную больницу, а может быть, это завод или тюрьма. Все погружено в темноту, но я чувствую чье-то присутствие. Вдруг возникает чудовище, получеловек-полузмея. Я хочу от него бежать, но тело отказывается слушаться. Ужасное существо со свистом приближается. В этот момент я просыпаюсь, весь в поту…»
Вот пример типичного ночного кошмара, вариации которого с теми или иными деталями каждому из нас приходилось видеть во сне. Три четверти снов, с которыми пациенты приходят к этнопсихоаналитику Тоби Натану, составляют кошмары. Это неудивительно: чем больше нас тревожит содержание сна, тем сильнее мы хотим понять, что он означает. Ночные кошмары — это преображенное и преувеличенное (со сгущением красок) отражение того, что мы переживаем, вопросов, которые мы себе задаем, наших конфликтов, профессиональных, семейных или супружеских.
Вот почему, переживая стресс, связанный с разводом или увольнением, мы оказываемся чаще подвержены таким сновидениям. Они ни в коем случае не признак какого-то патологического недомогания, за исключением случаев, когда мы каждую ночь видим очень страшные сны, вследствие чего перестаем спать вообще, — тут следует обратиться к специалисту.
Эти гнетущие сны, появление которых предки приписывали демонам, долгое время оставались неизученными. Да и сейчас многие их тайны остаются нераскрытыми. Древние толкователи снов остерегались раскрывать их суть, предпочитая предложить тем, кто их видел, исполнить ряд ритуалов, чтобы от них избавиться.
Зигмунд Фрейд в таких снах усматривал попытку бессознательного реализовать подавленные сексуальные желания, воспользовавшись тем, что во сне сознание частично отключается. Его гипотеза до сих пор не получила ни научного подтверждения, ни опровержения. Да и самих психоаналитиков весьма озадачивала далеко не очевидная цель выискивать в плохих снах следы таких желаний.
По мнению большинства психологов, такие сновидения помогают справляться с эмоциями и регулировать внутренние конфликты. Возможно, эта способность приводить все свои органы чувств в состояние тревоги унаследована еще с доисторической эпохи, когда, не имея оружия против хищников, люди были вынуждены быть постоянно начеку для того, чтобы выжить.
Сон — скрытое послание?
Однако сам механизм функционирования кошмаров остается загадкой. Действительно, изучать их научным путем в стенах лаборатории очень трудно: испытуемых успокаивает присутствие рядом исследователей, наблюдающих за ними, и, как правило, они спят мирным сном.