«Русские коллекционеры сильно переплачивают»: что нам дает знание арт-рынка Фландрии
В подмосковном музее «Новый Иерусалим» до 14 мая 2023 года проходит выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». Куратор выставки фламандского искусства, доктор искусствознания Вадим Садков рассказал Forbes Life, как знание истории и особенностей фламандского арт-рынка помогает понять искусство Рубенса и его коллег.
— Как и когда родилась идея выставки?
— Идея зрела на протяжении нескольких десятилетий. Я посвятил ее своим учителям, блистательным ученым, сотрудникам Эрмитажа, — Юрию Ивановичу Кузнецову и Ирине Владимировна Линник. Они были крупнейшими в стране специалистами по голландской и фламандской живописи и первыми начали изучать ее региональных музеях. В конце 1970-х для издательства «Аврора» они подготовили роскошный альбом «Голландская живопись в музеях Советского Союза». Но Юрий Иванович, к сожалению, безвременно ушел из жизни. Ирина Владимировна прожила еще несколько десятилетний, и мы с ней планировали сделать аналогичный альбом по фламандской школе. Тогда не было такой активной фотофиксации, интернета, сбор информации требовал времени и усилий, поэтому составленный нами фотоархив имел большое научное значение, был по-своему уникальным. Но случился 1991 год, СССР распался, издательство «Аврора» прекратило существование, я увлекся другими делами, писал докторскую диссертацию, уехал по гранту на год в Америку, короче, идея замерла.
— Что же заставило к ней вернуться?
— Общее оживление музейной жизни в регионах, появление в России современных коллекционеров. Хотелось сделать не только книгу, но именно выставку, чтобы зритель увидел произведения воочию. Мне показалось правильным сосредоточиться на региональных и частных собраниях и на их примере рассказать не только о фламандской живописи, но и о традиции ее коллекционирования в России.
Мы собрали 67 произведений. Их должно было быть чуть больше (и в каталоге, который готовился заранее, они есть), но кое-что нам не смогли выдать по причине музейных юбилеев, и пару работ, как позже выяснилось, нельзя было транспортировать из-за хрупкости красочного слоя.
Выставка дает объемное представление об искусстве Фландрии XVII века, эпохи ее расцвета: о главных художественных центрах (Антверпен, Брюссель, Гент, Брюгге), ведущих мастерских (Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Давида Тенирса Младшего), о разнообразии жанров и форматов. Главным украшением экспозиции стало большое полотно «Коронование Роксаны Александром Македонским» кисти Питера Пауля Рубенса и его мастерской из собрания Владимира Некрасова.
— Вы пишите в каталоге, что во Фландрии в XVII веке было порядка 3 000 живописцев. Откуда появилась такая ошеломляющая цифра?