Русская авоська: как отказ от пакетов помог построить бизнес на 100 млн рублей
Иван Рыбников из Екатеринбурга вовремя поймал «зеленый» тренд и попал на прилавки крупных сетей с экосумками — альтернативой пластиковым пакетам. Как «Азбука вкуса» и «Ашан» помогают расти бизнесу на осознанных потребителях?
В ноябре 2017 года клиенты гипермаркетов «Ашан» были удивлены: тонкие пластиковые пакеты-«майки», в которые на кассе можно было упаковывать продукты, стали платными. Французская сеть не решила побольше заработать на покупателях — у нововведения была исключительно экологическая миссия.
Одноразовые пакеты — в топ-10 главных загрязнителей Мирового океана и прибрежных территорий, свидетельствуют данные Greenpeace. По подсчетам ConservingNow, каждую минуту в мире потребляется более миллиона пластиковых изделий — в год выходит более 1 трлн штук. До вторичной переработки при этом доходит лишь один пакет из 200.
«Зеленую» инициативу по сокращению оборота пакетов вслед за «Ашаном» в России поддержали и другие крупные ритейлеры, например, «ВкусВилл» и «Азбука вкуса». В стране не осталось ни одной крупной продуктовой сети, которая бы выдавала пакеты бесплатно. Это послужило толчком для развития бизнеса компании Ивана Рыбникова «Экопрост» — производителя многоразовых сумок для покупок.
«Рынок первое время нас не воспринимал. Люди не видели пользы от нашего изделия», — с досадой вспоминает предприниматель. Но заданный ритейлерами тренд помог — в 2018-м выручка «Экопроста» достигла 100 млн рублей, а экосумки компании теперь соседствуют с платными одноразовыми пакетами в сетях «Ашан», «О'кей», «Карусель», «Магнит» и других.
Пионеры экосумок
Рыбников, экономист по образованию, девять лет проработал в екатеринбургской компании-производителе комплектующих для пластиковых окон «Вин-Ком». Ради запуска собственного бизнеса он оставил менеджерскую должность. Ниша для своего дела открылась случайно — в конце 2013 года в поисках идеи Рыбников наткнулся в сети на ролик по производству экоcумок.
Оказалось, что в России компаний в сегменте «зеленой» упаковки на тот момент практически не было. Пока в Китае и Европе власти облагали ритейлеров налогом за продажу пластиковых пакетов и мотивировали их переходить на сумки из натуральных и биоразлагаемых материалов, в российских магазинах «бесплатно раздавали полиэтиленовые пакеты, никто не стимулировал потребителей к покупке многоразовых сумок», вспоминает предприниматель.