Роман Карманов: Культура и дружеское общение решают все
Гендиректор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов рассказал «Снобу», какие значимые творческие проекты есть в России, каких инициатив не хватает и насколько русская культура сегодня востребована на Западе.
Какой культурный контент вам нравится и почему?
Я слежу за молодыми исполнителями, которые проходят через конкурсы и различные музыкальные школы, поддержанные ПФКИ — например, «АвторА!», «Музыкальный акселератор». Люблю читать мемуары, воспоминания и автобиографии российских культурных деятелей. Когда есть время, смотрю новые отечественные сериалы, по несколько серий для общего представления. Если первые эпизоды зацепили, смотрю дальше.
Как на российских креативных индустриях сказался уход с рынка производителей зарубежного контента?
Санкционное давление дало импульс к развитию. Сегодня в прокат выходят хорошие кассовые фильмы и мультфильмы, появляются новые имена среди артистов и музыкантов, которые вне сегодняшней очень особой ситуации могли и не появиться вовсе. Неплохо развиваются модная индустрия и дизайн, им, как мы видим, уделяется большое внимание государства: создаются дискуссионные площадки, посвященные обсуждению трендов и точек роста, вырабатываются новые подходы. За последний год произошли тектонические сдвиги в осознании важности этих индустрий.
Какие российские культурные события этого года запомнились больше всего?
Одно из последних событий — Первый российский форум дизайна и моды, прошедший недавно в Москве. Такую площадку давно ждали, залы были переполнены дизайнерами разных направлений, производителями одежды, ювелирных украшений. И все — со своими идеями, заряженные на работу, партнерство, открытые к диалогу. Это очень здорово. В первых числах мая во Владикавказе открылся после реставрации Дом Евгения Вахтангова — тоже был очень рад посетить. Недавно завершился крупный проект «АвторА!», где мы искали талантливых авторов песен и исполнителей — мне это кажется важным делом. И Российская креативная неделя, которая прошла во Владивостоке.
Каких проектов в сфере культурных инициатив в России остро не хватает?
Большой запрос есть на проекты в сфере народно-художественных промыслов, и их, качественно прописанных и упакованных медийно, могло бы быть больше. В других областях инициатив, на самом деле, достаточно. Другой вопрос, что пока не все умеют их презентовать, правильно оформлять сметы и продумывать логику.
Сегодня, на мой взгляд, для развития профессиональных сообществ важны системные проекты. К примеру, «Биржа актеров»: уже на первом крупном мероприятии 32 человека получили предложения по трудоустройству, а в этом году на недавно завершившемся фестивале «Будущее театральной России» в Ярославле участникам было предложено еще 37 вакансий. Сейчас идут отборы в школу Олега Табакова, Владимир Машков с командой ездит в регионы и отсматривает молодых актеров, чтобы пригласить их на курс. Недавно Союз кинематографистов и Александра Франк запустили «Киноконструктор» — большую электронную площадку, где сценаристы, актеры, режиссеры могут находить друг друга, а жители городов — регистрировать там локации, которые, на их взгляд, могут быть интересны для съемок. Также там можно