Первый-второй. О классовом делении в современном обществе
«Зачем стремиться к лучшему и что это такое — лучше?» Такой вопрос задал психологу Катерине Мурашовой один из ее юных собеседников. Вместе они пытаются найти ответ на этот вопрос
Недавно у меня состоялся очень интересный разговор с мальчиком по имени Ричард. Тему нашей беседы я и хочу предложить сегодня для обсуждения уважаемым читателям. Мальчик вполне официально согласился на публикацию пересказа нашей дискуссии, только попросил изменить страну, в которой он сейчас живет, и его имя. И настоятельно попросил назвать его именно Ричардом.
Сейчас Ричарду 18, но познакомились мы с ним семь лет назад. Первый раз мальчика привели ко мне его родители. Никаких серьезных проблем в школе, дома или с друзьями у него никогда не было. Но ранняя и вполне обычная «подростковость» юноши застала родителей врасплох. Ричард уже тогда был весьма начитанным и смышленым, поэтому этот период оказался не ярко протестным (к этому родители, как они утверждали, были готовы), а тонко-хамско-иезуитским. Настолько тонко, что они начало подросткового возраста даже не сразу опознали.
Впоследствии Ричард приходил ко мне уже сам — в общем-то просто поговорить. Он всегда появлялся с конкретными вопросами для обсуждения, и никогда — просто «поразмазывать сопли» на тему «ах, какая я тонко-эмоциональная личность с многочисленными диагнозами, которую никто не понимает». И поэтому я всегда с ним с удовольствием разговаривала.
***
Больше года он и его семья живут в небольшой европейской стране. В 18 лет молодые люди там еще школьники, поэтому юноша продолжает обучение. И недавно Ричард попросил о встрече по скайпу — конечно, я согласилась.
Признаюсь, думала, что мы будем обсуждать проблемы и ситуации, с которыми Ричард столкнулся во время эмиграции, тактику и стратегию приспособления к новой реальности, но ошиблась. Юноша сформулировал свой запрос так: «Мир у нас один или их все-таки два — первого и второго сорта?»
Приблизительно об этом мы говорили с Ричардом и раньше. Дело в том, что в нескольких поколениях его семьи существовала и культивировалась идея «пробиться и подняться». Мальчику она преподносилась как цель, к которой следует стремиться любому нормальному образованному человеку. Предки Ричарда, если верить семейным рассказам, неоднократно, в том числе в связи с историческими событиями в России ХХ века, «падали», а потом неизменно «поднимались» и «пробивались». Довольно рано любознательный мальчик задался вопросом: а куда, собственно, мне нужно пробиваться?