Начало прекрасной эпохи
Ведёт ли приобретение предметов роскоши к пробуждению покупательской ответственности? Время покажет
Предсказания — дело неблагодарное, и это всем известно. Но в январе 2020-го американские СМИ взахлёб кричали о самых блестящих прогнозах на грядущее десятилетие, так что журнал Vogue даже заявил о «лавине долгожданного оптимизма». И кто бросит в них камень? После долгих лет, которые прошли под знаком неопределённости, вызванной экономическими торнадо, тлеющим конфликтом на Ближнем Востоке и политической чехардой, всё просто обязано было наладиться.
Что же, теперь мы знаем, что нет. Многомесячный домашний арест перевернул нашу жизнь с ног на голову. И хотя в этом опыте были, возможно, и свои положительные моменты, но от того искреннего, хотя и необоснованного оптимизма, которым мы горели ещё вчера, не осталось и следа.
И всё же, когда дым рассеялся, стало очевидно, что не все предсказания выглядят так уж глупо. А некоторые могут сбыться даже быстрее, чем ожидалось. В частности, COVID-19 заставляет всё большее число людей отказываться от прежних покупательских привычек в пользу социально ответственного потребления.
Вернёмся немного назад. Это десятилетие, по прогнозам экспертов, станет эпохой «сознательной экономики», как окрестил её в своей одноимённой пророческой книге 2014 года Стивен Оверман. Хищнические стратегии в бизнесе когда-то положительно сказывались на цене акций и совершенно гипнотически действовали на потребителя, но эти времена прошли. И теперь нам уже не всё равно, что стоит за товаром, который мы покупаем.
Сознательный подход к потреблению, превращающийся в веяние времени, возник, конечно, не вчера и зарождался в первую очередь в сегменте люкс, для которого корпоративная социальная ответственность уже давно не была пустым звуком.
Но сегодня — и это в какой-то мере является следствием пандемии — мы наблюдаем не только быстрое увеличение числа сторонников ответственного потребления, но и их возрастающую требовательность. Сейчас уже мало одних красивых слов на упаковке, брендам приходится подтверждать их фактами.