Новое поколение галеристов и аукционных специалистов встряхнуло рынок

Robb ReportКультура

Молодые со старыми

Новое поколение галеристов и аукционных специалистов встряхнуло рынок, вернув в игру произведения искусства, созданные много веков назад 

Анжела М. Х. Шустер

Глава отдела продаж департамента старых мастеров Christie’s Джонквил О’Рейли находит черты современной моды в костюмах на старинных картинах, например, на «Портрете Алессандро Фарнезе в доспехах» (1561) кисти Антониса Мора и Алонсо Санчеса Коэльо

Цены на современное искусство продолжают стремительно расти ($90,3 млн за Хокни, $110 млн за Баския). Работы актуальных художников всё так же считаются выгодным активом, несмотря на невероятно юный возраст их авторов. Но есть арт-дилеры, которые делают ставку на другие шедевры — старинные. Причём настолько, что их создатели удивились бы, узнав, что Лувр перестал быть королевским дворцом.

Европейские творцы, от Питера Пауля Рубенса до самого Леонардо да Винчи, снова пользуются спросом. «Раньше большинство коллекционеров современного искусства и модерна начинали со старых мастеров, — говорит Пол Смитс, женевский арт-дилер во втором поколении, специализирующийся на итальянской живописи эпохи Возрождения. — Теперь наоборот: многие из более молодых клиентов приходят ко мне, хотя до того собирали современное искусство». Конечно, старые мастера никогда не исчезали с рынка, но поскольку в частных руках оставалось всё меньше качественных работ, а предыдущее поколение опытных арт-продавцов постепенно уходило со сцены, старинная живопись занимала всё более узкую нишу. Сегодня же группа дилеров и экспертов аукционных домов, в большинстве своём 30–40-летних, ломает привычные представления о том, как надо воспринимать, покупать и продавать старые картины. Молодым игрокам арт-рынка удалось выпрыгнуть из безумной гонки за объектами совриска, используя новые технологии, массовую культуру и преемственность истории искусства. Старинные полотна они продают коллекционерам, которые ещё вчера считали 1940-е годы древней историей.

Один из лидеров этого возрождения — Джонквил О’Рейли, энергичная руководительница отдела продаж департамента старых мастеров аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке. 34-летняя О’Рейли почти 10 лет продаёт работы Лукаса Кранаха, Франческо Гварди, Антониса ван Дейка и твёрдо убеждена, что претенциозность искусствоведов только отталкивает клиентов: «Когда вы говорите с потенциальным покупателем о старых мастерах, нельзя быть слишком пафосным и заумным. Если вы перегрузите его деталями, он к вам больше не вернётся. Не каждому интересно знать, из какой именно флорентийской часовни происходит эта алтарная картина. С другой стороны, вписав работу в правильный контекст, показав её значимость, вы реально заинтересуете покупателя».

О’Рейли нашла свой подход к сердцу коллекционера, вооружившись инструментами соцсетей и собственными широкими познаниями в истории костюма, которая, как она уверяет, сегодня очень востребована. Чтобы убедиться, что старые мастера снова в моде, достаточно посмотреть на показы в Париже, Лондоне, Милане и Нью-Йорке. «Николя Гескьер из Louis Vuitton и Алессандро Микеле из Gucci явно заимствуют идеи со старинных полотен. Можно проследить, какое именно произведение искусства вдохновило кутюрье», — говорит О’Рейли, пролистывая череду парных изображений в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). «Посмотрите на восхитительный воротник в стиле Тюдоров, который Viktor & Rolf показали в осенне-зимней коллекции 2018 года. Их вполне мог вдохновить портрет леди Дианы Сесил, написанный Уильямом Ларкиным в 1614 году. А эти пышные фижмы были в прошлой весенней коллекции Comme des Garçons, — продолжает О’Рейли. — Вам не кажется несомненным сходство с портретами XVIII века Марии Луизы Пармской и Марии Франческо Пиньятелли кисти Антона Рафаэля Менгса в музее Прадо? Ну и конечно, Gucci — мы все знаем об увлечении бренда ренессансной модой, которое началось, когда этот Дом возглавил Алессандро Микеле».

«Портрет Елизаветы I» кисти Феникса вполне мог вдохновить Алессандро Микеле, создавшего подиумный образ Gucci.

Неудивительно, что Christie’s не замедлил капитализировать идеи О’Рейли и привлёк её к производству рекламных роликов о картинах предстоящих аукционов. Особое внимание в них уделено деталям костюмов на старинных портретах, которые О’Рейли называет «селфи прошлого». «Позировать для портрета много веков назад было дорогим удовольствием, занимавшим много времени. Поэтому люди старались предстать перед портретистом в самом лучшем виде — похвастать историей своей семьи, богатством, социальным положением, облачившись в дорогую одежду и выставив напоказ драгоценности». Старые мастера входят в моду не только на подиумах, но и в поп-культуре, замечает О’Рейли, вспоминая клип на песню Apeshit Бейонсе и Jay-Z, который вышел этим летом и немедленно собрал 140 миллионов просмотров на YouTube. Снятое в Лувре яркое видео с политическим подтекстом показывает многие из музейных шедевров. Камера проплывает мимо портрета Жюльетты Рекамье кисти Жака-Луи Давида (1800) и «Моны Лизы» (1503–1506) Леонардо. Сюда же стоит добавить нашумевшую выставку Института костюма в Метрополитен-музее в 2018 году Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination. Посмотреть на средневековые и ренессансные произведения искусства из коллекции Метрополитен пришли 1 659 647 человек — больше, чем на знаменитую выставку «Сокровища Тутанхамона» в 1978 году. И это абсолютный рекорд посещаемости в истории музея.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Экземпляр единственный Экземпляр единственный

Потери авиации на советско-германском фронте в июне — июле 1941 года

Дилетант
12 неповторимых фактов о фильме «День сурка» 12 неповторимых фактов о фильме «День сурка»

Правда ли, что сурки сожрали Билла Мюррея на съемках?

Maxim
Жевать лучшего Жевать лучшего

Самые влиятельные московские рестораторы о трендах, бизнесе и любви к еде

Esquire
Приключения Чеболя в России Приключения Чеболя в России

Samsung сам начал продавать смартфоны в интернете. Не поздно ли?

Forbes
Кто такая Фрида Пинто и как она ломает стереотипы об индийских актрисах Кто такая Фрида Пинто и как она ломает стереотипы об индийских актрисах

Фрида Пинто о том, почему не хотела следовать традиционному амплуа

Vogue
Гендерные стереотипы: компетентность равна мужественности? Гендерные стереотипы: компетентность равна мужественности?

Почему мы связываем мужественность с компетентностью?

Psychologies
4 ошибки в лечении миомы 4 ошибки в лечении миомы

Диагноз «миома матки» – не повод для паники или принятия поспешных решений

Лиза
Как Россия и США заполняли таблицу Менделеева Как Россия и США заполняли таблицу Менделеева

Как Россия и США заполняли таблицу Менделеева

Forbes
«Мистер Джонс» Агнешки Холланд – самый неоднозначный фильм Берлинале «Мистер Джонс» Агнешки Холланд – самый неоднозначный фильм Берлинале

История Голодомора глазами иностранного журналиста

GQ
Темный карнавал Темный карнавал

Об экзотических гипотезах темной материи

Популярная механика
Внутренняя эмиграция: как подсадить всю семью на английский Внутренняя эмиграция: как подсадить всю семью на английский

Английский язык требует постоянной практики, но откуда ее взять?

Cosmopolitan
Секс-драйв: яичко не простое — виброяйцо Play Ball от Adrien Lastic Секс-драйв: яичко не простое — виброяйцо Play Ball от Adrien Lastic

Очаровательная розовая малышка от Adrien Lastic

Cosmopolitan
Люди в черном Люди в черном

Дизайнер Грег Натале построил семейный дом, больше похожий на ночной клуб

AD
Доброе утро. Руководители о том, как они начинают свой день Доброе утро. Руководители о том, как они начинают свой день

Отрывок из книги «Утренние ритуалы. Как успешные люди начинают свой день»

Forbes
Больше чем киоск. Как ларьки стали символом целой эпохи Больше чем киоск. Как ларьки стали символом целой эпохи

Ларьки должны были возвестить о перестройке, однако стали символом краха

Forbes
Десять номинаций на «Оскар». Фильм недели: «Фаворитка» Десять номинаций на «Оскар». Фильм недели: «Фаворитка»

В прокат вышла картина греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Фаворитка»

Forbes
«Будь мужиком»: главные качества настоящего мужчины «Будь мужиком»: главные качества настоящего мужчины

Что противоречит концепции токсичной маскулинности, но одобряется мужчинами?

Cosmopolitan
Ниже пояса: 6 запретных фраз при расставании (ты же не хочешь ее добить?) Ниже пояса: 6 запретных фраз при расставании (ты же не хочешь ее добить?)

Ни в коем случае не произноси эти фразы!

Playboy
«Если Бил-стрит могла бы заговорить» разобьет вам сердце (или выбесит) «Если Бил-стрит могла бы заговорить» разобьет вам сердце (или выбесит)

Режиссер «Лунного света» экранизировал книгу Джеймса Болдуин

GQ
Мой дом – у меня в голове Мой дом – у меня в голове

Формально бездомный, но счастливый человек, выбравший жизнь-путешествие

Psychologies
«Это фаталити». Венчурные предприниматели о деле Baring Vostok «Это фаталити». Венчурные предприниматели о деле Baring Vostok

Мнения венчурных предпринимателей о деле Baring Vostok

Forbes
Мы уже выбрали лучшие политические триллеры 2019 года Мы уже выбрали лучшие политические триллеры 2019 года

Два фильма о конфликте гражданина и государства

GQ
Volkswagen Multivan T5: бизнес и не только Volkswagen Multivan T5: бизнес и не только

Запас прочности Volkswagen Multivan T5

АвтоМир
Кошмарный сон Актера Фролова Кошмарный сон Актера Фролова

Как бездомные выживают в московском лесу

Русский репортер

44-летняя Божена Рынска тяжело переживает смерть мужа

Cosmopolitan
Деньги из вакуума: как завлечь инвесторов в космос Деньги из вакуума: как завлечь инвесторов в космос

Почему роль государств в проектах, связанных с космосом, остается главной

Forbes
Чемпион мира Магнус Карлсен – о том, как шахматы учат быть успешным Чемпион мира Магнус Карлсен – о том, как шахматы учат быть успешным

Как игра может помочь справиться с вызовами современного мира

Forbes
Кому достанется Чебурашка? Кому достанется Чебурашка?

Кто же будет упомянут в завещании писателя Эдуарда Успенского

StarHit
Очарование Севера Очарование Севера

Карелию многие оставляют на лето. И зря!

Лиза
«Апокалипсис сегодня»: что такое Часы Судного дня и для чего они нужны?Esquire рассказывает, зачем лауреаты Нобелевской премии и ученые-атомщики создали часы, которые уже более 70 лет пророчат конец света. «Апокалипсис сегодня»: что такое Часы Судного дня и для чего они нужны?Esquire рассказывает, зачем лауреаты Нобелевской премии и ученые-атомщики создали часы, которые уже более 70 лет пророчат конец света.

Зачем были созданы часы, которые уже более 70 лет пророчат конец света

Esquire
Открыть в приложении