Новое поколение галеристов и аукционных специалистов встряхнуло рынок

Robb ReportКультура

Молодые со старыми

Новое поколение галеристов и аукционных специалистов встряхнуло рынок, вернув в игру произведения искусства, созданные много веков назад 

Анжела М. Х. Шустер

Глава отдела продаж департамента старых мастеров Christie’s Джонквил О’Рейли находит черты современной моды в костюмах на старинных картинах, например, на «Портрете Алессандро Фарнезе в доспехах» (1561) кисти Антониса Мора и Алонсо Санчеса Коэльо

Цены на современное искусство продолжают стремительно расти ($90,3 млн за Хокни, $110 млн за Баския). Работы актуальных художников всё так же считаются выгодным активом, несмотря на невероятно юный возраст их авторов. Но есть арт-дилеры, которые делают ставку на другие шедевры — старинные. Причём настолько, что их создатели удивились бы, узнав, что Лувр перестал быть королевским дворцом.

Европейские творцы, от Питера Пауля Рубенса до самого Леонардо да Винчи, снова пользуются спросом. «Раньше большинство коллекционеров современного искусства и модерна начинали со старых мастеров, — говорит Пол Смитс, женевский арт-дилер во втором поколении, специализирующийся на итальянской живописи эпохи Возрождения. — Теперь наоборот: многие из более молодых клиентов приходят ко мне, хотя до того собирали современное искусство». Конечно, старые мастера никогда не исчезали с рынка, но поскольку в частных руках оставалось всё меньше качественных работ, а предыдущее поколение опытных арт-продавцов постепенно уходило со сцены, старинная живопись занимала всё более узкую нишу. Сегодня же группа дилеров и экспертов аукционных домов, в большинстве своём 30–40-летних, ломает привычные представления о том, как надо воспринимать, покупать и продавать старые картины. Молодым игрокам арт-рынка удалось выпрыгнуть из безумной гонки за объектами совриска, используя новые технологии, массовую культуру и преемственность истории искусства. Старинные полотна они продают коллекционерам, которые ещё вчера считали 1940-е годы древней историей.

Один из лидеров этого возрождения — Джонквил О’Рейли, энергичная руководительница отдела продаж департамента старых мастеров аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке. 34-летняя О’Рейли почти 10 лет продаёт работы Лукаса Кранаха, Франческо Гварди, Антониса ван Дейка и твёрдо убеждена, что претенциозность искусствоведов только отталкивает клиентов: «Когда вы говорите с потенциальным покупателем о старых мастерах, нельзя быть слишком пафосным и заумным. Если вы перегрузите его деталями, он к вам больше не вернётся. Не каждому интересно знать, из какой именно флорентийской часовни происходит эта алтарная картина. С другой стороны, вписав работу в правильный контекст, показав её значимость, вы реально заинтересуете покупателя».

О’Рейли нашла свой подход к сердцу коллекционера, вооружившись инструментами соцсетей и собственными широкими познаниями в истории костюма, которая, как она уверяет, сегодня очень востребована. Чтобы убедиться, что старые мастера снова в моде, достаточно посмотреть на показы в Париже, Лондоне, Милане и Нью-Йорке. «Николя Гескьер из Louis Vuitton и Алессандро Микеле из Gucci явно заимствуют идеи со старинных полотен. Можно проследить, какое именно произведение искусства вдохновило кутюрье», — говорит О’Рейли, пролистывая череду парных изображений в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). «Посмотрите на восхитительный воротник в стиле Тюдоров, который Viktor & Rolf показали в осенне-зимней коллекции 2018 года. Их вполне мог вдохновить портрет леди Дианы Сесил, написанный Уильямом Ларкиным в 1614 году. А эти пышные фижмы были в прошлой весенней коллекции Comme des Garçons, — продолжает О’Рейли. — Вам не кажется несомненным сходство с портретами XVIII века Марии Луизы Пармской и Марии Франческо Пиньятелли кисти Антона Рафаэля Менгса в музее Прадо? Ну и конечно, Gucci — мы все знаем об увлечении бренда ренессансной модой, которое началось, когда этот Дом возглавил Алессандро Микеле».

«Портрет Елизаветы I» кисти Феникса вполне мог вдохновить Алессандро Микеле, создавшего подиумный образ Gucci.

Неудивительно, что Christie’s не замедлил капитализировать идеи О’Рейли и привлёк её к производству рекламных роликов о картинах предстоящих аукционов. Особое внимание в них уделено деталям костюмов на старинных портретах, которые О’Рейли называет «селфи прошлого». «Позировать для портрета много веков назад было дорогим удовольствием, занимавшим много времени. Поэтому люди старались предстать перед портретистом в самом лучшем виде — похвастать историей своей семьи, богатством, социальным положением, облачившись в дорогую одежду и выставив напоказ драгоценности». Старые мастера входят в моду не только на подиумах, но и в поп-культуре, замечает О’Рейли, вспоминая клип на песню Apeshit Бейонсе и Jay-Z, который вышел этим летом и немедленно собрал 140 миллионов просмотров на YouTube. Снятое в Лувре яркое видео с политическим подтекстом показывает многие из музейных шедевров. Камера проплывает мимо портрета Жюльетты Рекамье кисти Жака-Луи Давида (1800) и «Моны Лизы» (1503–1506) Леонардо. Сюда же стоит добавить нашумевшую выставку Института костюма в Метрополитен-музее в 2018 году Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination. Посмотреть на средневековые и ренессансные произведения искусства из коллекции Метрополитен пришли 1 659 647 человек — больше, чем на знаменитую выставку «Сокровища Тутанхамона» в 1978 году. И это абсолютный рекорд посещаемости в истории музея.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Лагом»: 5 шагов к благополучию по-шведски «Лагом»: 5 шагов к благополучию по-шведски

Шведскую концепцию жизни под непереводимым на другие языки названием «лагом» культурологи вспомнили на волне популярности датского понятия «хюгге». Эти две национальные жизненные философии принято сравнивать. И все же у них больше разного, чем общего, считает Анн Тумье, автор «Книги о лагом».

Psychologies
Алкогений: Джеймс Джойс Алкогений: Джеймс Джойс

Джеймс Джойс — отец литературного постмодернизма был завзятым пьяницей

Maxim
«Странные ландыши» «Странные ландыши»

Приятно свернуть на прогулке в знойный летний день в тенистый лес

Наука и жизнь
Kia K900. Большой мальчик Kia K900. Большой мальчик

Kia K900. Что новый флагман готов противопоставить конкурентам?

АвтоМир
Obladaet: «Я никогда ни на что не копил» Obladaet: «Я никогда ни на что не копил»

Один из самых популярных,качественных и стильных молодых российских рэп артистов

GQ
Огнем, железом и продуктами: проверяем кухни на прочность Огнем, железом и продуктами: проверяем кухни на прочность

Огнем, железом и продуктами: проверяем кухни на прочность

Популярная механика
10 малоизвестных российских автомобильных компаний 10 малоизвестных российских автомобильных компаний

В России существуют не только «АвтоВАЗ», ГАЗ или, скажем, КамАЗ

Популярная механика
Skoda Yeti: на любой случай Skoda Yeti: на любой случай

Учимся выбирать подержанный Skoda Yeti

АвтоМир
Как арестовали орлов Как арестовали орлов

История о добром человеке, его птицах и предательстве

Русский репортер
Здравствуй, семья Здравствуй, семья

Модель Лили Олдридж и ее муж Калеб Фоллоуилл показали нам свой новый дом

AD
Любой ценой Любой ценой

Мария Распутина выгнала мужа из дома

StarHit
Фильмы, которые мы не смогли ни разу досмотреть до конца Фильмы, которые мы не смогли ни разу досмотреть до конца

Редакционный список злополучных недосмотренных кинофильмов

Maxim
Арт-хаус Арт-хаус

Искусство добавило современного гламура историческому зданию Уильяма Уолдорфа

Robb Report
Немобильный ретейл: зачем «Билайну» понадобился кофейный бизнес Немобильный ретейл: зачем «Билайну» понадобился кофейный бизнес

Операторы мобильной связи начинают осваивать новые рынки

Forbes
7 волшебных компонентов, чтобы сохранить в себе женщину 7 волшебных компонентов, чтобы сохранить в себе женщину

В сотне ежедневных дел женщины забывают о себе и потребностях

Psychologies
Volvo XC90: долговечный наш Volvo XC90: долговечный наш

Запас прочности Volvo XC90

АвтоМир
Битва герцогинь Битва герцогинь

Меган Маркл добилась того, что в «великолепной четверке» наметился разлад

Караван историй
Nissan Qashqai Nissan Qashqai

40-сильный бензиновый мотор 1.3 DIG-T – главный козырь обновленного кроссовера

Quattroruote
Порция суши Порция суши

Самые-самые острова мира

Maxim
5 способов перестать откладывать жизнь 5 способов перестать откладывать жизнь

Психолог Татьяна Цветкова объясняет, как научиться жить здесь и сейчас

Psychologies
Олег Басилашвили. Дым отечества Олег Басилашвили. Дым отечества

БДТ – основа актерского мироздания Олега Басилашвили

СНОБ
Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану» Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану»

Сенатор Казахстана об основных вызовах, стоящих перед Евразией и Казахстаном

Forbes
Закат евро. Какая судьба ждет единую европейскую валюту Закат евро. Какая судьба ждет единую европейскую валюту

Проблемы экономики Евросоюза делают перспективы евро весьма расплывчатыми

Forbes
Спальня Спальня

Как сделать спальню соблазнительной

AD
Почему Airbus отказался от выпуска самого вместительного пассажирского самолета Почему Airbus отказался от выпуска самого вместительного пассажирского самолета

Почему миру стали не нужны столь большие самолеты

СНОБ
Топ самых раздражающих цитат из женских пабликов Топ самых раздражающих цитат из женских пабликов

Топ самых раздражающих цитат из женских пабликов

Maxim
Карен Хачанов: «Моя главная цель – быть лучшим и быть первым» Карен Хачанов: «Моя главная цель – быть лучшим и быть первым»

Карен Хачанов – о своем стиле, победах, поражениях, жене, детях и планах

GQ
Как стать британским ученым Как стать британским ученым

Компании Великобритании нанимают российских IT-специалистов

Forbes
Мир на пороге мировой кибервойны: как США и Россия обменялись киберударами Мир на пороге мировой кибервойны: как США и Россия обменялись киберударами

Президенты США и России все чаще уделяют внимание кибератакам

Forbes
Космический проект Mars One объявлен банкротом. Что это было? Космический проект Mars One объявлен банкротом. Что это было?

Проект по созданию колонии на Марсе закрылся, не запустив ни одной ракеты

Forbes
Открыть в приложении