Сделано в ГДР: печальная судьба лайнера Baade-152
В шестидесятых годах прошлого века Германская демократическая республика планировала выпускать самолеты собственной разработки, но в дело вмешалась политика.
В середине 1945 года некогда мощная авиационная промышленность Германии находилась в коматозном состоянии, а многие ученые, инженеры и конструкторы либо брались «на карандаш» оккупационными властями, либо сидели в тюрьме. Не стал исключением и сотрудник фирмы Junkers Брунольф Бааде, которого американские власти упекли за решетку за членство в нацистской партии.
Непонятно, почему этот талантливый конструктор не заинтересовал американцев, которые в Германии охотились буквально за каждым мало-мальски ценным специалистом. Вскоре Бааде вышел из тюрьмы, перебрался в советскую зону оккупации (жить-то на что-то надо было), и предложил свои услуги советским властям. В отличие от американцев советская сторона ценными кадрами не разбрасывалась, и вскоре Бааде вместе с тремястами бывшими сотрудниками Junkers и других авиационных предприятий Германии обосновался в подмосковной Дубне в ОКБ-1. На тот момент бюро руководил один из создателей истребителя Ла-5 С.М. Алексеев.
Там немецкие и советские специалисты сообща изучали богатейшее научно-техническое наследие Третьего рейха. В частности, на основе германских проектов разрабатывали реактивные бомбардировщики. Именно в ОКБ-1 Бааде разработал ряд интересных самолетов, в том числе и бомбардировщик «Проект 150». На вооружение Советской Армии последний не пошел из-за катастрофы опытного образца, к тому же на тот момент уже вовсю выпускался Ил-28, которым военные были довольны. Однако наработки по бомбардировщику не были убраны в дальний ящик, а легли в основу проекта ближнемагистрального пассажирского лайнера Baade-152, который правительство ГДР решило выпускать в рамках возрождения национального авиапрома. Предполагалось, что самолет будет оснащаться немецкими двигателями