«Сделки с признаками мошенничества»: из-за чего поссорились Майкл Калви и Артем Аветисян
На судебном заседании глава Baring Vostok Capital Partners Майкл Калви обвинил Артема Аветисяна и его компаньонов в выводе денег из банка «Юниаструм». Forbes выяснил, о каких сделках идет речь и как они связаны с работой Аветисяна в Агентстве стратегических инициатив
Поздним вечером 14 февраля в отеле Radisson Blu в Сочи собралась высокопоставленная публика. Губернаторы, федеральные чиновники и миллиардеры, среди которых были Виктор Вексельберг и Владимир Евтушенков, прибыли на торжественный прием к премьер-министру Дмитрию Медведеву, завершавшему основную программу инвестиционного форума. Хозяин вечера был в приподнятом настроении и радовался, что из некогда провинциального события форум на Черноморском побережье превратился в представительное мероприятие для солидных инвесторов. В Москве тем временем проходило задержание Майкла Калви, сооснователя и главы группы фондов Baring Vostok Capital Partners (BVCP). За последние 25 лет Калви привлек для инвестиций в российские компании $3,75 млрд. А утром в Сочи узнали, что его и топ-менеджеров Baring Vostok подозревают в хищении 2,5 млрд рублей у банка «Восточный». Якобы они заменили миллиардный кредит, выданный банком «Первому коллекторскому бюро», аффилированному с BVCP, на пакет акций стоимостью 600 000 рублей.
BVCP совместно с Russia Partners владеет 51,6% банка. Три года назад Baring Vostok вместе со вторым акционером «Восточного» и одним из руководителей Агентства стратегических инициатив (АСИ) Артемом Аветисяном (ему принадлежит 32,02%) планировали построить опорный банк для малого бизнеса. Планам не суждено было сбыться, а между партнерами вспыхнул корпоративный конфликт, который, как считает Калви, и привел его за решетку. Заявление на него написал Шерзод Юсупов, давний партнер Аветисяна и миноритарий «Восточного».
Что поссорило главного иностранного инвестора в России и одного из руководителей АСИ, созданного для улучшения инвестиционного климата.
Лидерские качества
«Можно сделать так, чтобы он собрал все МВД и сказал прекратить кошмарить бизнес?» - сформулировал свою просьбу к Владимиру Путину предприниматель Олег Тиньков, когда в январе 2012 года Артем Аветисян пришел к нему на интервью. У Аветисяна как раз была возможность пообщаться с президентом. Он недавно возглавил направление «Новый бизнес» в АСИ. Агентство было создано по инициативе Путина, он же возглавлял его наблюдательный совет. Аветисян также запустил «Клуб лидеров» — неформальное объединение, в которое вошли в том числе предприниматели, не прошедшие отбор в АСИ. Среди них был и Шерзод Юсупов — партнер Аветисяна во всех его ключевых бизнес-проектах. Участники клуба проводили встречи (в том числе выездные, например, в Антарктиде), на которых обсуждали проблемы инвестиционного климата. На заседания приходили высокопоставленные чиновники, например Игорь Шувалов и Андрей Белоусов. Несколько раз с участниками клуба общался и Владимир Путин.
Параллельно с общественной деятельностью Аветисян и Юсупов строили банковский бизнес. К тому моменту, когда было создано АСИ и «Клуб лидеров», у них был небольшой банк «Региональный кредит». Он впрочем специализировался не на кредитах, а на вложениях в облигации — сказывалось, что партнеры выкупили его у совладельцев Совкомбанка Сергея и Дмитрия Хотимских, которые тоже активно работали на долговом рынке.