Будет ли перенесена дата запуска серийного производства самолета МС-21?

Популярная механикаHi-Tech

Полeтит ли «черное» крыло?

Текст: Василий Иванов

За последние несколько лет в России достигнут существенный прогресс в создании авиационных конструкций из полимерных композиционных материалов. Разработчики самолетов научились применять их для проектирования высоконагруженных агрегатов. Развернута производственная база для их серийного выпуска. К созданию материалов для производства композитных конструкций подключаются новые компании – как государственные, так и частные. На глазах вырастает новый сегмент авиастроительной отрасли.

Международная кооперация в гражданском авиастроении сегодня – это норма. Компании, производящие коммерческие лайнеры, не ставят перед собой задачи создать машину только из отечественных деталей и материалов. На первом плане – конкурентоспособность и экономическая эффективность. В международной кооперации реализуется и проект перспективного российского среднемагистрального самолета МС-21. Однако политическая ситуация изменилась. В прессе появились сообщения о том, что из-за американского запрета на поставку материалов для производства композитного «черного» крыла программу МС-21 могут ждать проблемы и перенос даты начала серийного производства лайнера.

Среднемагистральный – на взлет!

«ПМ» решила разобраться в этой ситуации и получить информацию из первых уст. Но сначала вкратце напомним, о чем идет речь. Полимерные композиционные материалы применяются в отечественной и зарубежной авиации десятки лет. Однако крупные силовые конструкции из композитов, прежде всего из углепластика, дебютировали в большой коммерческой авиации вместе с первым полетом Boeing 787 Dreamliner в 2009-м. Из карбона были выполнены как секции фюзеляжа, так и крыло. Четыре года спустя в воздух поднялось детище концерна Airbus – основного конкурента Boeing. Это был А350 XWB, где композитными были и элементы фюзеляжа, и крыло. Обе машины относятся к широкофюзеляжным дальнемагистральным лайнерам.

Среднемагистральные самолеты семейства Boeing 737 и A320 создавались до появления композитов с нужными свойствами. Первым в этом классе гражданским самолетом с композитным крылом стал российский МС-21, летные испытания которого начались в 2017 году.

Учитывая сильные позиции B737 и A320 в среднемагистральном сегменте рынка, разработчики МС-21 сделали ставку на достижение технического превосходства в двух ключевых характеристиках: это комфорт пассажиров и экономическая эффективность. И то и другое требовало существенно более высокого аэродинамического совершенства конструкции. В частности, только за счет аэродинамики можно было компенсировать увеличенную ширину фюзеляжа, необходимую для повышения комфорта.

Специалисты знают, что основа аэродинамического совершенства – это характеристики крыла. «Для достижения оптимальных аэродинамических характеристик для МС-21 было разработано крыло большого удлинения со сложным профилем, – говорит генеральный директор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский. – Из металла сделать его практически невозможно – только из углепластика с его уникальной жесткостью. А хорошая аэродинамика дает нам серьезный выигрыш в топливной эффективности».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игра для настоящих мужчин Игра для настоящих мужчин

Нужно играть в «Калибр», чтобы выяснить, кто лучше

Популярная механика
Остался человеком Остался человеком

Актер Кристоф Вальц спокойно относится к научному прогрессу

Grazia
Рыбак на краю галактики Рыбак на краю галактики

Как Геннадий Борисов открыл комету

Популярная механика
Подарки на 8 марта: чем и как порадовать женщин Подарки на 8 марта: чем и как порадовать женщин

Подробнейший гайд по подаркам на 8 марта

GQ
Корни, пьющие нефть Корни, пьющие нефть

Скважины для нефте- и газодобычи стали высокотехнологичными сооружениями

Популярная механика
Анализ крови на боль открыл путь к новым лекарствам Анализ крови на боль открыл путь к новым лекарствам

Разработан объективный способ определить уровень боли у пациента

Forbes
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

В IT сложилась предреволюционная ситуация

Популярная механика
Жил на свете рыцарь бедный Жил на свете рыцарь бедный

Лев Рубинштейн объясняет, почему богатство и бедность — это одно и то же

GQ
Мама, это не игрушки Мама, это не игрушки

Киберспорт – профессия, индустрия и бизнес будущего

Популярная механика
Нужен ли «Оскар»? Круглый стол Esquire Нужен ли «Оскар»? Круглый стол Esquire

Почему у каждого следующего «Оскара» проблем больше, чем у предыдущего?

Esquire
Темный карнавал Темный карнавал

Об экзотических гипотезах темной материи

Популярная механика
Я тебя не брошу! Три истории, после которых ты поверишь в любовь Я тебя не брошу! Три истории, после которых ты поверишь в любовь

Хотим рассказать тебе о любви, в которой романтики - временно - нет

Cosmopolitan
Кто бы мог подумать: генеративный дизайн Кто бы мог подумать: генеративный дизайн

Придумывать дизайн будущего станут не люди, а компьютеры

Популярная механика
Все супергерои, которые появятся в новых «Мстителях» Все супергерои, которые появятся в новых «Мстителях»

Все супергерои, которые появятся в новых «Мстителях»

Maxim
Топор плывет Топор плывет

В середине прошлого десятилетия в море вышло судно странной наружности

Популярная механика
Ушедшие в вечность: броненосцы типа «Бородино» Ушедшие в вечность: броненосцы типа «Бородино»

Тяжелая судьба пяти броненосцев типа «Бородино»

Популярная механика
Земля в иллюминаторе Земля в иллюминаторе

Российский космонавт-испытатель Олег Артемьев, штатный блогер Роскосмоса

Популярная механика
Духовный руководитель: зачем топ-менеджерам медитация Духовный руководитель: зачем топ-менеджерам медитация

Медитация давно в тренде среди топ-менеджеров и сотрудников Кремниевой долины

Forbes
Шуба на выход Шуба на выход

Казахстан — первая страна в китайском транспортном коридоре

Forbes
Мощный и хлипкий: тест-обзор Honor View 20 Мощный и хлипкий: тест-обзор Honor View 20

Honor View 20 не полностью раскрывает свой потенциал

Популярная механика
Любой каприз Любой каприз

Компьютерный дизайн материалов

Популярная механика
15 поразительных мест, о которых никто никогда не слышал (даже авторы фото) 15 поразительных мест, о которых никто никогда не слышал (даже авторы фото)

Локации, которые свалят с ног любого, в нашей подборке

Playboy
Триумф 57 мм Триумф 57 мм

Новое слово в разработке российских бронемашин

Популярная механика
Живот во время беременности: от чего зависит размер и форма? Живот во время беременности: от чего зависит размер и форма?

Почему так важно следить за темпами роста живота?

9 месяцев
Командный зачет Командный зачет

Интервью с защитником «Крыльев Советов» Романом Шишкиным

OK!
Дает арт-бланш Дает арт-бланш

Почему люди хотят носить искусство с собой

Grazia
Принц Гарри Принц Гарри

Уроженец Ставрополя Гарри Нуриев делает первые шаги в ювелирном искусстве и моде

Vogue
Пропасть разочарований: чем заняты криптоактивисты после падения биткоина Пропасть разочарований: чем заняты криптоактивисты после падения биткоина

Многие из тех, кто мечтал заработать на криптовалюте, разочаровались в этой идее

Forbes
Недорогие смартфоны с хорошей камерой и аккумулятором: подборка CHIP Недорогие смартфоны с хорошей камерой и аккумулятором: подборка CHIP

Подборка смартфонов до 5000 рублей, которые умеют делать неплохие фото

CHIP
Кто такая Фрида Пинто и как она ломает стереотипы об индийских актрисах Кто такая Фрида Пинто и как она ломает стереотипы об индийских актрисах

Фрида Пинто о том, почему не хотела следовать традиционному амплуа

Vogue
Открыть в приложении