Главный в моде
После сделки на $1,15 млрд глава Farfetch Жозе Невеш из Давида перевоплотился в Голиафа
Многие воротилы бизнеса любят ссылаться на трактат «Искусство войны» Сунь-цзы, но Жозе Невеш предпочитает менее агрессивный «Дао дэ цзин» Лао-цзы. Наткнувшись на главный даосский текст ещё 13-летним мальчиком в Португалии, Невеш погрузился в восточную философию и в результате стал дзен-буддистом. Этого направления основатель и генеральный директор интернет-магазина Farfetch с самой большой аудиторией в мире придерживается и сейчас.
«Я буддист по взглядам, не по религиозной принадлежности», — уточняет Невеш, который большую часть времени проводит в Лондоне с женой и пятью детьми. На нашем интервью в зуме он и правда выглядит любителем дзена в интерпретации Jil Sander: на нём простая чёрная футболка, а фоном служит минималистичная белая комната. До нашей встречи он успел 45 минут помедитировать, хотя его глобальная цель — практиковать осознанность в течение всего дня. Эти занятия оказались особенно полезными во время испытаний прошлого года. «Главный посыл дзен-буддизма — быть здесь и сейчас, — объясняет он. — В кризис это важно как никогда, поскольку вы тренируете мозг воспринимать внешние события как нечто преходящее. Ваша цель — позволить им случиться и понять, как лучше действовать».
Такой подход принёс плоды. Пока в модной индустрии все старались понять, что делать с закрытыми магазинами и нераспроданными коллекциями, Farfetch переживал небывалый взлёт: валовая прибыль выросла на 82%. Но дело здесь не просто в запертых по домам покупателях, ударившихся в интернет-шопинг. Даже конкуренты Farfetch в цифровом пространстве вынуждены были отменять заказы и закрывать центры по их обработке и выдаче, что вело к убыткам. Отличие Farfetch в том, что он не ведёт розничную торговлю в общепринятом понимании. Хотя на сайте представлено почти 1300 брендов (от Gucci и Prada до Lardini и Girard-Perregaux), Farfetch не занимается закупками — товары поступают напрямую от производителей или из торговых залов 750 ретейлеров. Так в карантин поддерживалась жизнь магазинов класса люкс в 50 странах. И пока остальные интернет-бутики с трудом пытались выжать максимум из своих складских возможностей, глобальная сеть Farfetch смогла быстро подстроиться под обстоятельства.
Пандемия стала краш-тестом для Farfetch, доказав силу его бизнес-модели, что отразилось и в цифрах: в 2020 году его капитализация выросла на 475%, составив более $21 млрд. Для сравнения, другие прорывы года выглядели так: стоимость разработчика вакцины BioNTech выросла на 125%, Zoom’а — на 408%. Операционная деятельность Farfetch сулила впечатляющие результаты по итогам года, но ставки возросли в ноябре, когда Невеш объединил трёх титанов, которых трудно было представить вместе.
Само соседство этих названий больше подходит для начала анекдота, подслушанного где-нибудь в Давосе: «Заходят как-то в бар Alibaba, Richemont и Artémis…» Первый из них олицетворяет растущую мощь китайских потребителей; под крылом второго — имена вроде Cartier или Dunhill, а также главный конкурент Невеша Yoox Net-a-Porter Group; третий контролирует Kering, собравший команду брендов-фаворитов, среди которых Bottega Veneta и Saint Laurent. Конкуренты в борьбе за интернет-продажи сделали ставку на способность Невеша заново выдумать шопинг. Alibaba и Richemont инвестировали в Farfetch по $300 млн, а Artémis, возглавляемый Франсуа-Анри Пино, удвоил размер своих инвестиций 2018 года и довёл общую сумму до $100 млн. Кроме того, Alibaba и Richemont объединились с Farfetch, чтобы создать новую компанию Farfetch China, скинувшись по $250 млн каждый и получив 25% прибыли с возможностью довести эту долю до 49% через три года. В потоке новостей о банкротствах и стенаниях о судьбе ретейла Невеш к концу прошлого года стал путеводной звездой люкса. Рождённый в год свержения фашистского режима в Португалии, 47-летний Невеш любит шутить, что бунтарский дух ему передался от матери, которая «залезала на танк, будучи глубоко беременной». Его первой любовью стало программирование. В список подарков на Рождество 8-летний Невеш внёс ZX Spectrum — один из первых домашних компьютеров. Он вспоминает, как искал книги по теме и самостоятельно учился создавать пользовательские интерфейсы. В колледже изучать программирование уже не было смысла, поэтому он сосредоточился на экономике.
И всё же в юные годы Невеша мода всегда была частью пейзажа. Родной для него регион Португалии — Мекка многовековых кожевенных традиций страны, а его дед управлял обув ной фабрикой. Но, как и любой подросток, он не признавал авторитетов. «Мода казалась мне поверхностным увлечением, пустой тратой времени и денег, — вспоминает он. — Я презирал её, как многие айтишники».
Но предприниматель внутри него в конце концов нашёл точки соприкосновения с местной экономикой. Ещё во время учёбы в колледже в начале 90-х Невеш разрабатывал программы для стоматологий и познакомился с Сиприано Соузой, ныне техническим директором Farfetch. Объединившись, они основали компанию по разработке программного обеспечения для обувных фабрик. И хотя обслуживание обувщиков было делом не самым притягательным, Невеш наконец разглядел в моде путёвку в большой мир. На выставке в Милане, общаясь с продавцами и закупщиками со всего мира, он загорелся желанием создать что-то своё. Со свойственной ему настойчивостью уговорил обувного мастера перед работой обучать его раскрою заготовок, в 1996 году в возрасте 22 лет перебрался в Лондон и открыл крошечный магазин кроссовок собственного бренда Swear.