Превращение основателя Farfetch Жозе Невеша из Давида в Голиафа

Robb ReportМода

Главный в моде

После сделки на $1,15 млрд глава Farfetch Жозе Невеш из Давида перевоплотился в Голиафа

Текст: Kareem Rashed. Портреты: Ana Neves

Жозе Невеш проводит отпуск в загородном доме

Многие воротилы бизнеса любят ссылаться на трактат «Искусство войны» Сунь-цзы, но Жозе Невеш предпочитает менее агрессивный «Дао дэ цзин» Лао-цзы. Наткнувшись на главный даосский текст ещё 13-летним мальчиком в Португалии, Невеш погрузился в восточную философию и в результате стал дзен-буддистом. Этого направления основатель и генеральный директор интернет-магазина Farfetch с самой большой аудиторией в мире придерживается и сейчас.

«Я буддист по взглядам, не по религиозной принадлежности», — уточняет Невеш, который большую часть времени проводит в Лондоне с женой и пятью детьми. На нашем интервью в зуме он и правда выглядит любителем дзена в интерпретации Jil Sander: на нём простая чёрная футболка, а фоном служит минималистичная белая комната. До нашей встречи он успел 45 минут помедитировать, хотя его глобальная цель — практиковать осознанность в течение всего дня. Эти занятия оказались особенно полезными во время испытаний прошлого года. «Главный посыл дзен-буддизма — быть здесь и сейчас, — объясняет он. — В кризис это важно как никогда, поскольку вы тренируете мозг воспринимать внешние события как нечто преходящее. Ваша цель — позволить им случиться и понять, как лучше действовать».

Такой подход принёс плоды. Пока в модной индустрии все старались понять, что делать с закрытыми магазинами и нераспроданными коллекциями, Farfetch переживал небывалый взлёт: валовая прибыль выросла на 82%. Но дело здесь не просто в запертых по домам покупателях, ударившихся в интернет-шопинг. Даже конкуренты Farfetch в цифровом пространстве вынуждены были отменять заказы и закрывать центры по их обработке и выдаче, что вело к убыткам. Отличие Farfetch в том, что он не ведёт розничную торговлю в общепринятом понимании. Хотя на сайте представлено почти 1300 брендов (от Gucci и Prada до Lardini и Girard-Perregaux), Farfetch не занимается закупками — товары поступают напрямую от производителей или из торговых залов 750 ретейлеров. Так в карантин поддерживалась жизнь магазинов класса люкс в 50 странах. И пока остальные интернет-бутики с трудом пытались выжать максимум из своих складских возможностей, глобальная сеть Farfetch смогла быстро подстроиться под обстоятельства.

Пандемия стала краш-тестом для Farfetch, доказав силу его бизнес-модели, что отразилось и в цифрах: в 2020 году его капитализация выросла на 475%, составив более $21 млрд. Для сравнения, другие прорывы года выглядели так: стоимость разработчика вакцины BioNTech выросла на 125%, Zoom’а — на 408%. Операционная деятельность Farfetch сулила впечатляющие результаты по итогам года, но ставки возросли в ноябре, когда Невеш объединил трёх титанов, которых трудно было представить вместе.

Само соседство этих названий больше подходит для начала анекдота, подслушанного где-нибудь в Давосе: «Заходят как-то в бар Alibaba, Richemont и Artémis…» Первый из них олицетворяет растущую мощь китайских потребителей; под крылом второго — имена вроде Cartier или Dunhill, а также главный конкурент Невеша Yoox Net-a-Porter Group; третий контролирует Kering, собравший команду брендов-фаворитов, среди которых Bottega Veneta и Saint Laurent. Конкуренты в борьбе за интернет-продажи сделали ставку на способность Невеша заново выдумать шопинг. Alibaba и Richemont инвестировали в Farfetch по $300 млн, а Artémis, возглавляемый Франсуа-Анри Пино, удвоил размер своих инвестиций 2018 года и довёл общую сумму до $100 млн. Кроме того, Alibaba и Richemont объединились с Farfetch, чтобы создать новую компанию Farfetch China, скинувшись по $250 млн каждый и получив 25% прибыли с возможностью довести эту долю до 49% через три года. В потоке новостей о банкротствах и стенаниях о судьбе ретейла Невеш к концу прошлого года стал путеводной звездой люкса. Рождённый в год свержения фашистского режима в Португалии, 47-летний Невеш любит шутить, что бунтарский дух ему передался от матери, которая «залезала на танк, будучи глубоко беременной». Его первой любовью стало программирование. В список подарков на Рождество 8-летний Невеш внёс ZX Spectrum — один из первых домашних компьютеров. Он вспоминает, как искал книги по теме и самостоятельно учился создавать пользовательские интерфейсы. В колледже изучать программирование уже не было смысла, поэтому он сосредоточился на экономике.

И всё же в юные годы Невеша мода всегда была частью пейзажа. Родной для него регион Португалии — Мекка многовековых кожевенных традиций страны, а его дед управлял обув ной фабрикой. Но, как и любой подросток, он не признавал авторитетов. «Мода казалась мне поверхностным увлечением, пустой тратой времени и денег, — вспоминает он. — Я презирал её, как многие айтишники».

Но предприниматель внутри него в конце концов нашёл точки соприкосновения с местной экономикой. Ещё во время учёбы в колледже в начале 90-х Невеш разрабатывал программы для стоматологий и познакомился с Сиприано Соузой, ныне техническим директором Farfetch. Объединившись, они основали компанию по разработке программного обеспечения для обувных фабрик. И хотя обслуживание обувщиков было делом не самым притягательным, Невеш наконец разглядел в моде путёвку в большой мир. На выставке в Милане, общаясь с продавцами и закупщиками со всего мира, он загорелся желанием создать что-то своё. Со свойственной ему настойчивостью уговорил обувного мастера перед работой обучать его раскрою заготовок, в 1996 году в возрасте 22 лет перебрался в Лондон и открыл крошечный магазин кроссовок собственного бренда Swear.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трудности переводчика Трудности переводчика

С какими проблемами сталкиваются переводчики

Forbes
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Приручившие скорость Приручившие скорость

Лучшие школы контраварийного вождения и их руководители

Robb Report
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
Дорога в лес Дорога в лес

Гараж на пять машин, два бассейна и пивоварня в загородном доме

Robb Report
Скоро на экранах Скоро на экранах

Кем могли бы стать молодые актеры, если бы выбрали другую профессию?

Grazia
Когда прибывает поезд Когда прибывает поезд

Рассказ Ольги Брейнингер о желании сбежать из реального мира в иллюзорный

Правила жизни
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Пол Томас Андерсон и Милла Иовович Пол Томас Андерсон и Милла Иовович

Пол Томас Андерсон и Милла Йовович – о фильме «Охотник на монстров»

Maxim
Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию

Дональд Трамп хочет, чтобы в США приезжали только высококвалифицированные кадры

Ведомости
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Тайна «пляжного тела» Тайна «пляжного тела»

«Пляжное тела»: почему оно есть у всех и в то же время не существует

VOICE
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
Сергей Лазарев: «Я мало кого пускаю в свою семью» Сергей Лазарев: «Я мало кого пускаю в свою семью»

Актер и певец Сергей Лазарев – о своих правилах воспитания детей

Здоровье
Горы зовут Горы зовут

Ради чего стоит ехать на два самых популярных курорта Карачаево-Черкесии

Лиза
Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила

КНДР: невероятно замкнутая и одновременно чарующая страна

ФедералПресс
Что посеешь? Что посеешь?

Почему растет доля контрафактных и фальсифицированных семян

Агроинвестор
Москва слезам не верит Москва слезам не верит

Актриса Марина Александрова — о сериалах, театре и work-life балансе

Moodboard
Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти» Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти»

Глава Якутии Айсен Николаев — о главных достижениях и планах на ближайшие годы

ФедералПресс
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Панические атаки Панические атаки

Что такое паническая атака и как с ней справиться?

Здоровье
Непохожая Непохожая

Софья Синицына — о драмеди «Виноград» и о том, как играть на сопротивление

Grazia
Мужское здоровье глазами врача Мужское здоровье глазами врача

Почему мужчины реже проходят профилактические обследования?

Здоровье
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
Как нетворкинг помогает в развитии бизнеса Как нетворкинг помогает в развитии бизнеса

Нетворкинг: что это такое и какую пользу он приносит развитию бизнеса?

Inc.
4 признака того, что в морозильной камере установлена неправильная температура 4 признака того, что в морозильной камере установлена неправильная температура

Как понять, что морозилка работает неправильно?

ТехИнсайдер
Африка требует большего Африка требует большего

Как России укрепить позиции на африканском континенте

Ведомости
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
Открыть в приложении