Дамы одевают кавалеров
Ключевые имена в мужской моде сегодня — женские. Как, когда и почему это случилось? Попробуем разобраться
Аналитики и критики модной индустрии подтвердят — наблюдать за мужской модой последние годы интереснее, чем за женской. Началось всё в 2016 году, когда мужской сектор впервые обогнал женский (темп роста 4,5% за год у мужчин против 3,7% у женщин). Подросло поколение потребителей-мужчин, которым стала интересна мода, к тому же на пике был мужской стритстайл выставки Pitti Uomo, стали набирать обороты онлайн-инфлюенсеры, мужчины наконец-то начали массово инвестировать в свой внешний вид и обогнали по количеству покупок женщин. И сразу несколько онлайн-ретейлеров отреагировали на спрос — открыли самостоятельные мужские разделы. Примерно в то же время успешные и крупные бренды женской одежды, например Stella McCartney, решились запускать мужские линии. Отличились, как обычно, The Row — по собственному признанию, сёстры Олсен два года исследовали рынок мужской моды и дорабатывали готовые образцы, прежде чем в 2018 году запустили собственную линию мужской одежды. Givenchy запустили свою мужскую линию в 2019 году — первый показ был на выставке мужской моды Pitti Uomo во Флоренции. В мае 2019-го о запуске мужской коллекции объявила и Габриэла Хёрст из Chloé.
Зачем это надо успешным женским брендам — очевидно. Дополнительные продажи и новая клиентура никому не помешают. Очень доходчиво это объяснила Изабель Маран, запустившая свою мужскую линию в 2017 году. Дизайнер призналась, что не видит разницы между мужской и женской модой, разве что рукава будут длиннее и линия горловины иная: «Всё, что я делаю для женщин, очень легко адаптировать для мужчин. К тому же я столько лет слышу от своих друзей-мужчин, что они бы с радостью носили мои вещи, что было бы глупо игнорировать эту категорию клиентов, готовых тратиться».
Кроме финансовой выгоды женщины-дизайнеры получают творческую свободу. В 2016 году Стелла Маккартни объяснила журналистам, что в мужских коллекциях намного больше юмора и лёгкости, поэтому ей проще создавать мужские вещи. Объёмные двубортные пиджаки, которые Стелла рекомендует сочетать с широкими брюками, и рубашки с принтами, — пример того, какой юмор ценят потребители.
Menaissance 1990-х
Интерес к мужскому гардеробу со стороны женщин-дизайнеров мы уже наблюдали в конце 1980-х — начале 1990-х, когда сразу несколько брендов запустили свои мужские линии. С 1988 года существует мужская вселенная Дома Hermès, которой бессменно руководит дизайнер Вероник Нишанян. В своих немногочисленных интервью она всегда подчёркивает, что одевает мужчин на свой вкус, уделяя большое внимание невидимым деталям — подкладке карманов, внутренним швам и так далее. Более того, Вероник в своё время настояла, чтобы бренд запустил приложение и самостоятельный раздел на сайте, посвящённый мужчинам, MANifest. В Лондоне пару лет назад прошла большая выставка Step into the Frame — всё про мужское направление в бренде. Нишанян так радовалась открытию и успеху выставки, что задорно танцевала, забравшись на стул, на вечеринке: «Не нужно бояться быть смешным, но надо делать это с достоинством», — признавалась она.
В 1993 году свою мужскую линию запустила Миучча Прада под логотипом Prada. Бренд к тому моменту развивался в сторону интеллектуального дизайна, отказываясь от сексуализации и обнажения. Праду часто называют основательницей направления уродливой моды, но сама о себе она предпочитает говорить как об экспериментаторе и новаторе.