Нужна ли Кремлю идеология от Константина Богомолова
Либералы, прочитав манифест Константина Богомолова, насторожились: а вдруг власть очередным хитроумным ходом собирается утверждать идеологию «новых правых» в качестве официальной и вбрасывает «пробный шар»? Но опасения решительной индоктринации власти, кажется, преждевременны
Манифест режиссера Константина Богомолова под названием «Похищение Европы 2.0» стал, безусловно, событием. Им восхищаются, о нем спорят, от него впадают в ужас — то есть как произведение искусства манифест свою цель более чем выполнил.
В эпоху TikTok привлечь внимание текстом — уже достойно уважения. К тому же театральные режиссеры и вообще люди искусства довольно редко пишут политические манифесты; от творческих персонажей не ждут развернутых высказываний — разве только эпизодических выходов в качестве участников кордебалета у политиков или авторов злободневных песен.
Богомолов эту традицию нарушает, причем дерзко: называя современный Западный мир «новым этическим рейхом», оборачивает против либералов их главное оружие, аргумент ad Hitlerum. Ведь это авторитарные режимы принято уничтожать сравнением с Третьим рейхом, а Константин Богомолов пишет, что, наоборот, это «новая этика» современного общества призвана натаскивать человека на ненависть к другому.
Общественность заподозрила подвох. Интервьюеры принялись выпытывать у Константина Богомолова признание в том, что его рукой водил если не сам Путин, то кто-то из путинских подручных. Уж верно Владислав Сурков — больше-то некому.
Наблюдать за этим немного неловко. Конечно, российский политикум так устроен, что у проживающего в нем легко может сложиться впечатление, будто именно Кремль породил все сущее. Он и Григорию Явлинскому статьи пишет — одной рукой, а другой славянофильские манифесты строчит для Константина Богомолова.
Однако критику либерализма справа изобрели все-таки задолго до Путина. Автор пытается поговорить о серьезных вещах (пусть немного наивно и с явным перекосом в сторону драматического эффекта, но так ведь он театральный режиссер, а не доктор философии), а у него хотят вычитать только, сам ли он это выдумал и «за Навального» он или нет. Впору расстроиться. Хотя, кстати, интересно, что по поводу всех этих мыслей думает Навальный.
Нет, Сурков вряд ли бы завершил свой текст запальчивым предложением «ясно и внятно сформулировать новую правую идеологию». Он уж точно знает, что такая идеология давно сформулирована — все, о чем пишет Богомолов, уже много лет как написали Ален де Бенуа и его соратники из GRECE (а они в свою очередь опирались на Шпенглера, Эволу и многих других — консервативная мысль вообще достаточно хорошо развита).