Как поддерживать сотрудников, когда на улицах бьют и «винтят» людей
Во время протестов с большим количеством насилия на улицах и в тюрьмах страдают все, вне зависимости от политических взглядов. Согласно теории буллинга, и жертва, и агрессор, и наблюдатели получают в этой ситуации психическую травму. В компаниях политическая турбулентность увеличивает риски конфликтов, учащаются случаи выгорания, нервного и физического истощения. Во время протестов в Беларуси с этим столкнулся международный стартап с бэк-офисом в Минске. Из-за позиции основателя их счета блокировали, а сотрудников арестовывали. Сотрудники компании находились в тяжелом стрессе и нуждались в психологической поддержке. Пережить этот кризис помогала им компания deep mind consulting. Сейчас её опыт может быть полезен для российских компаний. Основатель deep mind consulting Максим Тимофеев написал для Inc., что нужно делать в ситуации кризиса, чтобы минимизировать ущерб для людей и компании, и даже вывести команду на новый уровень сплоченности.
3 фактора психической дезинтеграции
В кризисной ситуации с силовыми действиями на ментальное состояние людей действуют сразу несколько факторов. Вот три ключевых из них.
1. Нестабильность. Когда конфликт усиливается, людей волнует неопределенность. Они перестают понимать, что конкретно происходит, кто побеждает и чем всё закончится. Как следствие, появляются сложности с любым планированием. У людей возникает ощущение, что земля уходит из-под ног. Это большой стресс для организма, который требует большого психического ресурса и может очень долго не заканчиваться.
2. Насилие и опасность. Акты насилия наносят психическую травму всем участникам событий, вне зависимости от их роли. Даже если мы не участвуем в митинге и просто смотрим видео про избиение людей дубинками, на телесном уровне происходит сильный отклик в виде зажатий или других индивидуальных реакций. Возникают страх, тревога, гнев. Чувство безопасности важно для адекватных решений, здоровой работоспособности и нормальных отношений в коллективе.
3. Потеря субъектности (ощущения авторства жизни). В Минске многие люди стали свидетелями ужасного насилия, но не понимали, как его можно прекратить. Если человек не находит формы участия, у него день за днем формируется состояние заморозки. Это когда с одной стороны больно, а с другой, кажется, что нет возможности выйти из этой боли. Длительное пребывание в такой ситуации приводит к формированию психической травмы, которую можно также интерпретировать как выученную беспомощность.