Обыкновенный героизм
Они каждый день рискуют собой ради спасения других. Их никто не вынуждает, они могут уйти. Но они остаются и продолжают делать свое обычное дело (по их словам).
В нашем понимании герои – это отважные, сильные люди, готовые на самопожертвование ради жизни других. Мы часто представляем их накачанными, тренированными, добрыми – в общем, киношный «крепкий орешек», спасающий жену, а заодно и весь мир. Но нам кажется, что герои где-то далеко и их остались буквально единицы. Да что там! Мы уже почти не верим в них, так же как в бескорыстие и добро – мошенники всяких мастей сделали свое дело. Не добавляют обществу «геройства» и бесконечные советы о том, что надо больше думать о себе и своих потребностях – только так можно добиться успеха и счастья. А как же другие? Другие подождут!
Что ими движет?
Но 2020-й нам доказал: герои у нас не перевелись, и их много. И это вовсе не обязательно люди сильные и уж тем более необыкновенные, обладающие суперспособностями. Самые обычные, живущие среди нас. Но при необходимости они встали живым щитом между вирусом и больными, забыв о себе и собственном благе ради здоровья других. Врачи, еще вчера считающие свою профессию неопасной, сегодня поселились в красной зоне. Неужели им не страшно за свою жизнь? Страшно. Вряд ли у них внезапно выработался «ген самоотверженности».
Мы всегда стараемся разобраться, что толкает человека на плохие поступки, заставляет его унижать, бить и даже убивать людей. Пытаемся выяснить причины, чтобы в дальнейшем не допустить подобного. И крайне редко задумываемся о мотивах тех, кто стремится делать добро. Что побуждает человека вставать на защиту других, рисковать и даже жертвовать собой? Ответ на этот вопрос не менее важен, в том числе и для того, чтобы правильно воспитывать детей, прививать им истинные ценности, сочувствие и неравнодушие к ближним.
Что в них особенного?
Никто не может точно сказать, какие качества делают человека героем. Тем не менее психологи считают, что таким людям присущи следующие характеристики:
- Сочувствие, сопереживание, сострадание. Они побуждают человека бескорыстно помогать другим, несмотря на какие-то неудобства для себя и даже опасность для своей жизни.
- Моральные ценности. Когда человек живет исключительно по принципу «Своя рубашка ближе к телу», он не будет делиться последним куском хлеба с незнакомцем и уж тем более рисковать собой ради него.
- Смелость. Абсолютно бесстрашных людей не бывает: инстинкт самосохранения, по сути, основан на страхе, который приходится преодолевать.
- Уверенность в себе и стрессоустойчивость. В критических ситуациях очень важно не паниковать и не медлить, а быстро принимать решения и действовать.
- Настойчивость и способность спокойно воспринимать неудачи. В моменты опасности далеко не всё с первого раза получается так, как надо. И важно не отчаиваться, а продолжать пробовать еще и еще.
- Умение поставить себя на место другого. В том числе почувствовать чужие боль и страх.
Мнение эксперта
Галина Смыслова, психотерапевт Единого реестра психотерапевтов Европы
«Обычный героизм» – откуда он берется?
Существует мнение, что самоотверженность и героизм заложены самой природой, люди рождаются с определенным набором личностных черт, позволяющим им совершать альтруистические поступки. Поэтому многие исследователи стремятся найти так называемый «ген героизма», однако их попытки пока не увенчались успехом.
Другие, напротив, считают, что самоотверженность можно развить и воспитать. Возникают курсы и даже «школы героев». Но проверить их эффективность практически невозможно – не создавать же специально условия для совершения подвига выпускникам!
Необходимо отличать поступок и жизнь в целом. Единичный самоотверженный поступок может совершить практически каждый человек под влиянием момента или с целью получения «выгоды» (статуса в долгосрочной перспективе – «меня будут ценить и любить», взаимного альтруизма – «я совершу хороший поступок, и кто-то потом поможет мне»). А вот изо дня в день рисковать собой, своей жизнью и здоровьем способен далеко не каждый.
У тех, кто живет ради помощи другим, формируется своеобразная привычка, которая закаляет и оттачивает характер. На сцену выходят такие черты, как стремление к действию (не замирать в стрессовой ситуации, а драться), желание управлять жизнью (жизнь – результат моих поступков) и осознанность (склонность к анализу настоящего, а не залипание в прошлом или мечты о будущем).
Склонность подвергать опасности свою жизнь кажется нам противоречащей инстинкту самосохранения, генетически заложенному любому живому существу. Но чем более развитый, высокоорганизованный организм перед нами, тем более разнообразные формы приобретает этот инстинкт: инстинкт продолжения рода, сохранения себя в другом (в детях, воспитанниках, произведениях искусства, научных открытиях), сохранения рода в целом (гибель одной особи из группы ради спасения всей группы).
Самоотверженные люди неосознанно мыслят стратегически, опираясь на инстинкт самосохранения в широком смысле: «Если действовать сейчас – у большинства есть шансы выжить. Если бездействовать – погибнуть могут все».
Мария Баулина, доцент факультета клинической психологии Московского института психоанализа, кандидат наук
У каждого представителя «помогающих» профессий – таких, как спасатели, пожарные, врачи – может быть своя мотивация для проявлений героизма.
Некоторым людям важно получить одобрение окружающих. Это не означает, что они спасают других ради слов благодарности, похвальных грамот или вознаграждения. Просто им необходимо чувствовать, что их деятельность приносит пользу и является примером для подражания. Такой человек идентифицирует себя со своей профессией, и на вопрос «Кто ты?» он ответит не раздумывая: «Я – врач!» или «Я – пожарный (спасатель)!» Обычно в детстве к таким людям предъявлялись повышенные требования, поэтому они привыкли к тому, что должны напрягаться, пока другие расслабляются.
Второй тип мотивации связан со своего рода адреналиновой зависимостью. Жизнь без риска такие люди воспринимают как пресную и даже бессмысленную. Поэтому они готовы идти и в красную зону, и в горящую избу, лишь бы снова испытать это ощущение полноты жизни и радости от преодоления себя.
Наконец, третий тип мотивации связан с альтруизмом и философией принятия других такими, какие они есть. Врач просто не может видеть страдания окружающих, поэтому стремится вылечить их. Риск собственным здоровьем и жизнью кажется ему менее значимым, чем чужая боль. Такие люди воспитывались в семьях, где было принято подбирать бездомных котят и щенят, подкармливать птиц зимой и подавать милостыню нищим. Помощь другим стала для них такой же потребностью, как и дыхание, поэтому, если кому-то плохо, у них даже не возникает вопросов, стоит ли жертвовать собой.
Фото: Alessandro Biascioli /stock.adobe.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl