Поверх барьеров
9 мостов между странами.
Государственные границы разъединяют людей, а мосты соединяют. Поэтому, когда мост пересекает границу, он становится культурным достоянием человечества.
1Африканское единство
Замбия – Зимбабве
Идея железнодорожного моста через Замбези, где проезжающие поезда «будут ловить брызги водопада», принадлежит британцу Сесилу Родсу, империалисту и «архитектору апартеида». Его планом было построить железную дорогу через всю Африку, от Кейптауна до Каира. План провалился, но не целиком. В 1905 году был открыт Victoria Falls Bridge, правда не Родсом, который к тому времени умер, а сыном Чарлза Дарвина Джорджем. Сейчас по мосту Водопада Виктория, кроме поездов, движутся автомобили и пешеходы, для которых организуются экскурсии. С одной стороны – зимбабвийский город Виктория-Фолс, с другой – замбийский Ливингстон. Есть бесплатный музей и площадка для банджи-джампинга (на высоте 111 метров над водой), куда приходит множество желающих посмотреть на отчаянных прыгунов, которых тоже немало.
2Дорога свободы
Австрия – Венгрия
Деревянный мосточек через заросший травой канал Айнзер – настоящий мемориал, а также культурный и политический символ. В 1956 году, в ходе Венгерского восстания против коммунистического режима, из Венгрии на Запад бежали 180 тысяч человек. Этот мост оставался последним коридором, по которому спаслись 70 тысяч венгров. Девятикилометровый путь до ближайшего австрийского городка Андау люди назвали «маршрутом эвакуации» и «дорогой свободы». В ноябре 1956-го Андауский мост взорвали советские военные. А в 1996 году, в честь 40-летия Венгерской революции, его восстановили по оригинальным чертежам: строили австрийские солдаты из венгерской древесины. Тогда же вдоль дороги, ведущей в Андау, художники со всего мира создали галерею скульптур и инсталляций под открытым небом.
3Bron/Broen
Дания – Швеция
Эресуннский мост, связывающий столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмё, стал знаменитым на весь мир не из-за своей уникальной конструкции, а благодаря детективному сериалу «Мост». Однако это поистине грандиозное инженерное сооружение: восьмикилометровый комбинированный мост (самый длинный в Европе) ведет от шведского берега к искусственному острову Пеберхольм, где переходит в четырехкилометровый туннель Дрогден, заканчивающийся в районе датского аэропорта Каструп. Смысл решения датских инженеров был в том, чтобы обеспечить самолетам взлет и посадку без помех, а судам – свободный проход по проливу. Мост-тоннель связывает города не только автомобильной и железной дорогой, но и общим интернет-кабелем.