«Эшелон на Самарканд»: фрагмент нового романа Гузель Яхиной о страшном голоде в Поволжье 1920-х годов
В середине марта в «Редакции Елены Шубиной» выходит книга Гузели Яхиной «Эшелон на Самарканд». Автор бестселлеров «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» вновь берется за сложную историческую тему, о которой мало написано, — страшный голод в Поволжье в 1920-х годах, оставивший огромное количество детей сиротами и беспризорниками. Их собирали в так называемые "эшелоны" и отправляли в более хлебные регионы страны — прежде всего в Узбекистан. В «Эшелоне на Самарканд» детей, на полном опасностей пути, сопровождают ветеран Гражданской войны Деев и комиссар Шапиро - совершенно непохожие люди, объединившиеся ради одной цели. Перед нами замечательно рассказанная история настоящей трагедии и человеческого подвига, которая затронет самую черствую душу. Esquire публикует фрагмент, где дети, в сопровождении Деева и Шапиро, переходят через железнодорожные пути.
***
Сапоги — одна тысяча штук, пять сотен левых и пять сотен правых, — шуршали по брусчатке. В темном утреннем городе этот шорох раздавался громко и заполнял собой всю Рыбнорядскую, все прилегающие улочки и проулки. Заглушал высокие голоса муэдзинов на минаретах, шаги редких прохожих. Пять сотен пар ног шаркали по мостовым камням, не в силах оторвать подошвы от земли.
Кавалерийский сапог был так велик, что некоторые дети могли бы поместиться в нем целиком — с головой утонуть в гигантском голенище. И потому шагали медленно, подхватив доходящие чуть ли не до подмышек сапоги руками, — процессия едва волоклась по улице, растянувшись длиннющей кишкой. Иногда кто-то кувыркался на землю, споткнувшись о выступающий булыжник, и тогда вся кишка замирала и терпеливо ждала, пока взрослые не помогут упавшему, — сами подняться в таком снаряжении дети не могли.